Новая философская энциклопедия

РАМАНУДЖА

РАМАНУДЖА (Rāmānuja) (1017–1137) – индийский религиозный философ, создатель учения вишишта-адвайта [ВИШИШТА-АДВАЙТА](недвойственность, определяемая различиями) в рамках веданты [ВЕДАНТА]. Родился в Шриперумбудуре, недалеко от Мадраса, и уже в ранней юности стал учеником ведантиста Ядавапракаши. По преданию, был призван мудрецом Ямуной, но не успел прибыть в Шрирангам до его смерти; однако во время похоронной процессии Рамануджа увидел три согнутых пальца на руке Ямуны и истолковал это как приказание соединить в своем творчестве идеи «Брахма-сутр», эротико-мистическую традицию поэтов-альваров и доктрину бхакти. Основные труды: «Шри-бхашья» («Прекрасное толкование») – Комментарий на «Брахма-сутры», Комментарий на «Бхагавадгиту», трактаты «Ведартха-санграха» («Совокупность [речений] о смысле Вед»), «Веданта-сара» («Сущность веданты»), «Веданта-дипа» («Свет веданты») и др. Начиная с учения Рамануджи все последующие школы веданты развиваются внутри вишнуитского направления. В целом Рамануджа выстраивает свою систему в постоянной полемике с адвайта-ведантой [АДВАЙТА-ВЕДАНТА] Шанкары. Знаменитые «семь возражений» (сапта-анупапатти), с которых начинается «Шри-бхашья» Рамануджи, касаются проблемы источника и основы авидьи [АВИДЬЯ](неведения) и проблемы принципиальной невыразимости, неизреченности (анабхилапья) Атмана [АТМАН]как чистого знания. С точки зрения Рамануджи, представление адвайты о бескачественном Брахмане [БРАХМАН]и «космической иллюзии» (майе [МАЙЯ]) слишком сближается с шунья-вадой мадхьямиков; поэтому и сам Шанкара всегда казался ему «праччханна-бауддха» – «скрытым буддистом». Для Рамануджи высший Брахман – это Господь, наделенный множеством благих качеств, майя толкуется не как «космическая иллюзия», но скорее как способность Бога бесконечно творить «удивительные вещи», а единство души и Брахмана выступает не как абсолютное тождество, но всего лишь как неразрывное отношение, которое связывает целое и его части, а субстанцию нераздельно соединяет с ее атрибутами. Наконец, вместо ориентации на чистое знание, которое в адвайте совпадает с освобождением, в учении Рамануджи на первое место выходит «бхакти», или любовь, «сопричастность» Богу, которая одна лишь способна обеспечить адепту истинное спасение – возможность вечного пребывания в божественном мире – Вайкунтхе.

Сочинения:

1. Śrībhāṣya with Śrutaprakāśikā of Sudarsanasuri, v. 1–2, ed. by Vīraraghavācārya. Madras, 1989;

2. Rāmānuja's Vedārthasaṅgraha, ed by J.B. van Buitenen. Poona, 1956;

3. Commentary on the Vedānta S tras, transl. by G.Thibaut. Delhi, 1962.

Литература:

1. Костюченко В.С. Классическая веданта и неоведантизм. М., 1983;

2. Srinivasacari D.N. Śaṅkara and Rāmānuja. Madras, 1913;

3. Bharadwaj K.D. The Philosophy of Rāmānuja. New Delhi, 1958;

4. Srinivasachari P.N. Advaita and Viśiṣṭādvaita. Bombay, 1961;

5. Esnoul A.M. Rāmānuja et la mystique vishnouite. P., 1964;

6. Moeller M. Die Mythologie der vedischen Religion und der Hinduismus. Stuttg., 1966;

7. Carman J.B. The Theology of Rāmānuja. L., 1974.

H.В.Исаева



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте