Медицинская энциклопедия

Ясельный возраст

Я́сельный возраст

Период развития ребенка от 4 нед. до 3 лет. Условно подразделяется на младший ясельный, или грудной, возраст — от 4 нед. до 1 года (см. Грудной ребенок (Грудной ребёнок)) и старший ясельный, или преддошкольный, — от 1 года до 3 лет. Я. в. характеризуется дальнейшим развитием органов и систем, более совершенной адаптацией ребенка к условиям окружающей среды.

Физическое развитие мальчиков и девочек в старшем Я. в. протекает одинаково. За второй год жизни масса тела увеличивается в среднем на 2—3 кг (на 200—250 г ежемесячно), рост — на 11—12 см; за третий год масса тела — на 2—2,5 кг, рост — на 7—8 см. Рост и вес ребенка старше 1 года можно ориентировочно рассчитать по следующим формулам:

рост = рост ребенка 1 года + (5 см × число лет);

вес = вес ребенка 1 года +(2 кг × число лет).

Если рост и вес ребенка 1 года неизвестны, можно пользоваться средними цифрами — 75 см и 10,5 кг соответственно. Увеличивается также окружность головы и груди; изменяются пропорции тела, т.к. в этом возрасте в основном увеличивается длина нижних конечностей.

Анатомо-физиологические особенности. Кожа нежная, тонкая (толщина эпидермиса не превышает (0,25 мм), легкоранимая. В дерме слабо развиты эластические волокна. Поверхность кожи, приходящаяся на 1 кг массы тела, больше, чем у взрослых. Резорбтивная (всасывательная) способность кожи высокая. Волосы растут относительно медленно (до 0,2 мм в сутки), их толщина не превышает 0,2 мм. Выводные протоки потовых желез окончательно не сформированы: потоотделение функционально несовершенно, иногда оно может проявляться и в ответ на понижение температуры воздуха.

Подкожная клетчатка хорошо выражена. Процессы гиперплазии жировой ткани (увеличение количества жировых клеток) постепенно прекращаются, после чего количество жировых клеток остается постоянным в течение всей жизни. Дальнейшее увеличение массы жировой ткани происходит в основном за счет увеличения размеров жировых клеток.

Мышечная система. В 1—3 года быстро нарастает масса мышечной ткани, увеличивается диаметр мышечных волокон, развивается соединительнотканный каркас мышц. Одновременно с совершенствованием двигательных навыков происходит развитие и увеличение количества нервных окончаний и проприоцепторов мышц. Тонкие движения (например, пальцами рук) еще затруднены. Половых различий в развитии мышечной системы нет.

Костная система. В старшем Я. в. продолжаются оссификация (содержание кальция в скелете увеличивается со 100 г в 1 год до 179 г в 3 года) и перестройка структуры костной ткани. Однако скелет еще содержит много хрящей, кости неплотные гибкие. Надкостница толще, чем у взрослых в ней активно протекают процессы костобразования. К 2 годам интенсивность кровоснабжения костной ткани достигает максимума, в последующем количество сосудов в ней заметно уменьшается.

К 2—21/2 годам полностью прорезываются молочные зубы, промежутки между ними отсутствуют, прикус ортогнатический. Увеличивается длина и ширина трубчатых костей. В результате увеличения объема грудной клетки ребра располагаются более косо, их передние концы постепенно опускаются, что обеспечивает к 3 годам достаточно эффективное участие грудной клетки в дыхании. По мере развития двигательных навыков у детей Я. в. происходит формирование физиологических изгибов позвоночника — грудного кифоза и поясничного лордоза, но завершается этот процесс в более старшем возрасте. Продолжается рост костей таза, форма его еще не имеет половых различий и остается воронкообразной.

Органы дыхания. Увеличивается длина и ширина носовых ходов, продолжается формирование нижнего носового хода. Придаточные (околоносовые) пазухи носа сформированы не полностью. Голосовая щель узкая, голосовые складки короткие. Постепенно увеличивается длина (с 4,5 см до 5,3 см) и диаметр (с 6,5 мм до 8,3 мм) трахеи. По сравнению со взрослыми трахея, а также бронхи и бронхиолы относительно узкие, покрыты нежной, интенсивно кровоснабжаемой слизистой оболочкой. Нарастает масса легких, на 2-м году жизни она равна в среднем 170—175 г, на 3-м — около 245 г. Увеличивается количество альвеол и их размеры (особенно интенсивно к 2 годам). С 2 лет заметно усиливается развитие в легких эластической ткани. К 2 годам соотношение размеров отдельных долей легкого становится таким же, как у взрослых. С 1 года до 3 лет увеличиваются функциональные возможности легких, например дыхательный объем (с 60 мл до 95 мл), минутный объем дыхания (с 2200 мл до 2900 мл). заметно нарастает активность ангидразы — фермента, способствующего переходу углекислого газа из связанной формы в свободную в легочных капиллярах и его выведению с выдыхаемым воздухом. Тем не менее коэффициент использования кислорода (количество поглощенного кислорода на 1 л вентилируемого воздуха) ниже, а доля анаэробной фазы обмена веществ выше, чем у взрослых. Число дыханий к 3 годам составляет 25—30 в 1 мин.

Сердечно-сосудистая система. Масса сердца заметно увеличивается: в возрасте 1 года она составляет 42 г, в 2 года — 56 г, в 3 года —70 г (к 3 годам масса сердца по сравнению с массой при рождении примерно утраивается). Миокард утолщается, усиливается поперечная исчерченность его мышечных волокон.

Происходит постепенный рост сосудов, но просвет артерий относительно размеров сердца и диаметра вен уменьшается. В сосудах увеличивается количество мышечных волокон и соединительной ткани, развивается клапанный аппарат. Капиллярная сеть становится более выраженной. С переходом к прямостоянию и в связи с совершенствованием двигательных навыков особенно интенсивно развивается венозная сеть нижней половины тела.

Изменяются и функциональные показатели: пульс постепенно урежается со 120 ударов в 1 мин в возрасте 1 года до 105 ударов в 1 мин в возрасте 3 лет, но остается лабильным; систолическое АД постепенно увеличивается и достигает к 3 годам 95 мм рт. ст. (диастолическое АД в этом возрасте —около 60 мм рт. ст., т.е. примерно такое, как у годовалого ребенка); ударный и минутный объем крови возрастают, а скорость кровотока уменьшается.

Органы пищеварения. Длина пищевода увеличивается с 12 см в возрасте 1 года до 14 см в 3 года, диаметр — соответственно с 12 мм до 13 мм. Формируется физиологическое сужение пищевода, утолщаются его стенки и эпителий слизистой оболочки. Возрастает площадь поверхности слизистой оболочки желудка, количество желудочных желез, функциональная емкость желудка увеличивается с 250 мл в возрасте 1 года до 400—600 мл к 3 годам. Увеличивается длина кишечника. Слизистая оболочка тонкой кишки обильно кровоснабжается, сосуды ее более широкие, чем у взрослых. Лимфа, оттекающая от кишечника, поступает непосредственно в кровь, минуя печень. Длина восходящей ободочной кишки больше нисходящей, поперечная ободочная кишка к 2 годам занимает горизонтальное положение, Сигмовидная кишка длинная и располагается относительно высоко, вне полости малого таза. Прямая кишка с 2 лет занимает такое же положение, как у взрослых, слизистая оболочка ее недостаточно фиксирована к подслизистому слою. В первые 3 года после рождения интенсивно увеличиваются размеры и масса поджелудочной железы, печени (до 3 лет она на 2—3 см выступает из-под реберного края по среднеключичной линии).

Одновременно с морфологическими изменениями совершенствуется функция органов пищеварения: увеличивается активность амилазы слюны, возрастает желудочная, печеночная и панкреатическая секреция, активность пищеварительных ферментов в желудке и кишечнике. Кал становится оформленным, суточная масса его в 1—3 года составляет 80—100 г. Частота дефекаций обычно 1—2 раза в сутки. Ребенок приучается к произвольной дефекации (просится на горшок).

Органы мочевыведения. Увеличиваются размеры и масса почек. Совершенствуется их строение: после 2 лет нефрон становится более дифференцированным, клубочки увеличиваются в размере (особенно в 2—3 года) и приближаются по структуре к клубочкам взрослого, заметно возрастают клубочковая фильтрация и диурез (с 450 мл в возрасте 1 года до 520 мл в 2—5 лет). Расположение почечных лоханок чаще внутрипочечное. Лимфатические сосуды почек и кишечника тесно взаимосвязаны. Диаметр мочеточников относительно больше, чем у взрослых. Размеры мочевого пузыря увеличиваются к 3 годам до 90—100 мл; эластическая и мышечная ткани стенок развиты недостаточно. Число мочеиспусканий в 2—3 года уменьшается до 10 в сутки. Как правило, здоровый ребенок приучается произвольно регулировать акт мочеиспускания.

Кроветворная система. Продолжает совершенствоваться кроветворение — увеличивается масса костного мозга, изменяется гемограмма (см. Кровь). Увеличиваются размеры селезенки и ее масса (до 37 г в 3 года). Показатели свертывающей системы крови приближаются к показателям взрослого.

Иммунная система. Совершенствуется местный и гуморальный иммунитет. Развиты фагоцитарные реакции, поддерживается высокий уровень белков (лизоцима, лактоферрина и др.), участвующих в конечных стадиях фагоцитоза. Повышается содержание интерферона, пропердина, активирующего систему комплемента. Увеличиваются размеры и масса вилочковой железы (в 1—3 года она весит примерно 23 г). Возрастает количество лимфатических узлов и объем лимфоидной ткани носоглотки и кишечника. Наряду с ростом миндалин в них формируется все больше крипт. Постепенно усиливается образование иммуноглобулинов (содержание иммуноглобулинов М и С) в крови достигает 70—75%, иммуноглобулинов А — 40% от уровня взрослого). Происходит становление гуморального звена иммунитета — после перенесенных кишечных и острых респираторных вирусных инфекций антитела образуются к 2 годам у 60% детей.

Эндокринная система. Продолжается развитие основных эндокринных органов. Масса и размеры гипофиза в 1—3 года остаются относительно стабильными, но продукция тропных гормонов в нем возрастает. Увеличиваются масса и размеры щитовидной и половых желез, надпочечников. Надпочечники еще недостаточно дифференцированы (до 3 лет в них отсутствует сетчатая зона, клубочковая зона развита недостаточно), но строение их совершенствуется, возрастает продукция гормонов, устанавливается суточный режим их секреции. В возрасте 1—2 лет отмечается особенно активная функция паращитовидных желез, что связано с интенсивным фосфорно-кальциевым обменом.

Обмен веществ и энергии — см. Обмен веществ и энергии.

Нервная система. Отмечается дальнейшее развитие центральной и периферической нервной системы. К 3 годам увеличивается масса головного мозга в среднем до 1012 г у девочек и до 1076 г у мальчиков (т.е. утраивается по сравнению с массой головного мозга у новорожденного), возрастая масса (до 13 г) и длина (до 21 см) спинного мозга, в основном завершаются дифференцировка нервных клеток и миелинизация проводящих путей. Головной мозг обильно кровоснабжается, проницаемость гематоэнцефалического барьера повышена.

В старшем Я. в. происходит бурное нервно-психическое развитие ребенка: полностью осваивается самостоятельная ходьба, происходит дальнейшее совершенствование условнорефлекторной деятельности, речи, эмоций и форм общения (табл.).

Таблица

Показатели нервно-психического развития детей старшего ясельного возраста

| Возраст | Двигательные      | Общение с             | Ощущение            |

| ребенка  | навыки                | окружающими,       | формы и цвета     |

|              |                            | развитие и             | предметов            |

|              |                            | понимание речи     |                             |

|----------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| 1 год 3   | Долго ходит        | Называет               | Различает 2          |

| месяца  | самостоятельно,  | отдельные             | разных по             |

|              | меняет позу        | предметы,              | величине              |

|              | (поворачивается, | упрощая их            | предмета              |

|              | наклоняется,       | произношение        | (например, 2         |

|              | садится):             | (машина — «би-     | мяча)                    |

|              | воспроизводит    | би», собака — «ав- |                             |

|              | простые              | ав» и т.д.);             |                             |

|              | действия             | понимает названия |                             |

|              | (например,          | многих                   |                             |

|              | кормит куклу);     | окружающих          |                             |

|              | самостоятельно  | предметов;             |                             |

|              | ест ложкой          | сообщает о            |                             |

|              | густую пищу.      | желаниях и            |                             |

|              |                            | потребностях:        |                             |

|              |                            | держится рядом с  |                             |

|              |                            | родителями            |                             |

|----------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| 1 год 6   | Перешагивает     | Называет               | Среди 3—4           |

| месяцев | через                  | заинтересовавший  | предметов разной |

|              | небольшое,         | его предмет;          | формы                  |

|              | лежащее на полу | находя среди         | показывает           |

|              | препятствие        | нескольких             | одинаковый по      |

|              | (например,          | предметов             | форме с               |

|              | палку);                | одинаковые по       | образцом              |

|              | повторяет часто  | значению; знает     |                             |

|              | наблюдаемые      | около 10 слов         |                             |

|              | действия;            |                               |                             |

|              | самостоятельно  |                               |                             |

|              | ест ложкой          |                               |                             |

|              | жидкую пищу,     |                               |                             |

|              | учится бегать      |                               |                             |

|----------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| 1 год 9   | Может ходить по | В общении             | Различает 3          |

| месяцев | поверхности        | использует             | разных по             |

|              | шириной 15—20   | предложения из 2   | величине              |

|              | см и                    | слов; отвечает на   | предмета              |

|              | приподнятой над | вопросы по             |                             |

|              | полом на 15—20  | содержанию           |                             |

|              | см (например,     | картинки в книге     |                             |

|              | сиденье              |                               |                             |

|              | скамейки);           |                               |                             |

|              | составляет из      |                               |                             |

|              | 3—4 кубиков       |                               |                             |

|              | простые              |                               |                             |

|              | конструкции;       |                               |                             |

|              | может                 |                               |                             |

|              | раздеваться с     |                               |                             |

|              | помощью            |                               |                             |

|              | взрослого            |                               |                             |

|----------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| 2 года    | Хорошо бегает,   | В общении             | Находит предмет  |

|              | воспроизводит    | использует             | названного или     |

|              | несколько            | предложения,         | показанного цвета |

|              | логически            | содержащие до 3   |                             |

|              | связанных           | слов, понимает      |                             |

|              | действий             | короткий рассказ,   |                             |

|              | (например, моет  | слушает чтение      |                             |

|              | куклу и затем      | книг, особенно       |                             |

|              | вытирает ее);      | ярко                       |                             |

|              | может одеваться | иллюстрированных |                             |

|              | с помощью          |                               |                             |

|              | взрослого;           |                               |                             |

|              | складывает         |                               |                             |

|              | пирамиду из 6     |                               |                             |

|              | кубиков               |                               |                             |

|----------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| 2 года 6 | Приставным        | Строит                   | Подбирает            |

| месяцев | шагом                 | предложения из 3   | предметы 4           |

|              | перешагивает      | и более слов;         | цветов (красный,   |

|              | через несколько  | знает свое имя,      | желтый, зеленый,  |

|              | небольших          | говорит о себе       | синий),                  |

|              | препятствий;       | «я»; выполняет      | соответствующие |

|              | одевается           | определенную        | показанному         |

|              | самостоятельно,  | роль в игре            | образцу                |

|              | может                 |                               |                             |

|              | застегивать         |                               |                             |

|              | пуговицы и          |                               |                             |

|              | завязывать          |                               |                             |

|              | шнурки; прыгает; |                               |                             |

|              | складывает         |                               |                             |

|              | пирамиду из 8     |                               |                             |

|              | кубиков               |                               |                             |

|----------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| 3 года    | Перешагивает     | В общении             | Называет 4 цвета; |

|              | через предметы  | использует             | красный, желтый,  |

|              | высотой 10—15   | сложные                | зеленый, синий     |

|              | см, чередуя шаг: | предложения,         |                             |

|              | одевается           | словарный запас    |                             |

|              | самостоятельно,  | увеличивается       |                             |

|              | застегивает         | примерно до          |                             |

|              | пуговицы,            | 1200—1500 слов;   |                             |

|              | завязывает          | может                    |                             |

|              | шнурки; катается | пересказывать       |                             |

|              | на трехколесном  | небольшие             |                             |

|              | велосипеде;        | стихотворения;      |                             |

|              | может стоять на  | знает свой возраст |                             |

|              | одной ноге;         | и пол; считает до   |                             |

|              | складывает         | трех; играет в        |                             |

|              | пирамиду из 9     | простые игры         |                             |

|              | кубиков               |                               |                             |

Особенности заболеваемости. Кожный покров ребенка Я. в. часто инфицируется, что связано с особенностями его строения и несовершенством местного иммунитета; возникают пиодермии; отмечается склонность к мацерации кожи и развитию опрелости: дерматитов. Несовершенная теплорегулирующая функция кожи (недостаточность потоотделения и теплоотдачи) способствует более легкому развитию у детей Я. в. перегревания, теплового удара, гипертермического синдрома. Неадекватность потоотделения может привести к переохлаждено. Повышенная резорбтивная функция кожи способствует развитию дерматитов при нерациональном использовании мазей и кремов, содержащих биологически активные вещества (напр., гормоны).

Поскольку в старшем Я. в. частично сохраняется способность жировой ткани к гиперплазии при перекармливании ребенка (особенно в случае наследственной предрасположенности) легко развивается Ожирение Этому способствует также недостаточная двигательная активность ребенка. С другой стороны, при чрезмерных, неадекватных возрасту физических нагрузках легко развивается утомление. Высокая интенсивность кровоснабжения и обмена веществ в костной ткани может способствовать развитию при травмах и инфицировании гематогенного остеомиелита с наиболее частым поражением метафизов и эпифизов. При неправильном питании, недостаточном пребывании на свежем воздухе, неадекватных физических нагрузках, различных заболеваниях обмен веществ в костной ткани легко нарушается, что способствует развитию Рахита, спазмофилии (Спазмофилия), Остеопороза. Вследствие гибкости костей скелеты, несовершенства фикции позвоночника при неблагоприятных условиях (недостаточно занятий физкультурой, неправильная поза ребенка при использовании несоответствующей росту мебели) возникают нарушения осанки, сколиоз.

Относительная узость носовых ходов и сильное кровоснабжение их слизистой оболочки способствуют быстрому нарушению нового дыхания на фоне острых респираторных вирусных инфекций. Вследствие недостаточного развития придаточных пазух носа у детей старшего Я. в. относительно редко встречаются синуситы. На фоне ларингита в связи с узостью гортани и голосовой щели, интенсивным кровоснабжением слизистой оболочки редко развиваются явления стеноза гортани (см. Ларинготрахеобронхит острый стенозирующий).-

Особенности строения трахеи и бронхов предрасполагают к трахеиту, бронхиту и бронхиолиту. При бронхиолите из-за небольшого диаметра бронхиол легко может развиться ателектаз легкого (Ателектаз лёгкого). Слабое развитие бронхиол и пластической ткани в легких может обусловливать затяжное течение пневмонии (Пневмония) и формирование хронической пневмонии. Недостаточная эффективность дыхания у детей способствует более легкому развитию дыхательной недостаточности (Дыхательная недостаточность). У детей Я. в. часто наблюдаются аритмии сердца, выявляются шумы сердца, носящие в основном функциональный характер.

Большая проницаемость слизистой оболочки кишечника, недостаточно развитая барьерная функция печени, особенности лимфообращения в кишечнике у детей 1—3 лет обусловливают более легкое развитие у них токсического синдрома при кишечных инфекциях, а также способствуют более тяжелому течению отравлений (Отравления). Вследствие недостаточной (фиксации слизистой оболочки прямой кишки к подслизистому слою у детей Я. в. нередко отмечается ее выпадение (см. Выпадение прямой кишки). В связи с незавершенностью формирования кардиального отдела желудка и относительно коротким пищеводом у детей в возрасте до 3 лет довольно часто отмечается рвота в ответ на самые различные раздражители как местного (например, гастрит), так и центрального характера (гипертермия, интоксикация) Особенности строения почек и мочеточников, общность лимфатической системы почек и кишечника способствуют возникновению Пиелонефрита. Нередко наблюдается пузырно-мочеточниковый Рефлюкс.

Относительно низкий уровень иммуноглобулинов в крови у детей Я. в. при одновременном резком увеличении контактов между детьми объясняет их высокую заболеваемость по сравнению с другими возрастными группами. Низкий уровень иммуноглобулина А обусловливает частое возникновение кишечных инфекций, заболеваний, вызванных условно-патогенной флорой. Несовершенство функции лимфатических узлов у детей до 2 лет способствует генерализации инфекции и развитию сепсиса, менингита. Нередко, особенно у детей с лимфатическим диатезом (см. Диатезы), возникают патологические процессы в области лимфоидного кольца носоглотки: аденоиды, ангина, хронический тонзиллит.

Недостаточная дифференцировка ткани надпочечников обусловливает более легкое развитие у детей Я. в. надпочечниковой недостаточности на фоне любого тяжело протекающего заболевания или травмы. Обильное кровоснабжение головного мозга, повышенная проницаемость гематоэнцефалическою барьера способствуют накоплению токсических веществ в ц.н.с. и развитию нейротоксикозов на фоне различных заболеваний. В ясельном возрасте нередко проявляются Наследственные болезни.

Гигиена. Питание. В 1—3 года по мере прорезывания молочных зубов и совершенствования функций желудочно-кишечного тракта в рацион ребенка вводят все больше твердой пищи и осуществляют постепенный переход к все более «взрослому» рациону питания. В возрасте после 1 года ребенка обычно переводят на четырехразовое питание, но иногда до 11/2 лет приходится оставлять пятое кормление (обычно это 150—200 мл кефира или молока в 22—23 ч или рано утром). Суточный объем питания в 1—11/2 года равен 1000—1100 мл, в 11/2—3 года 1200—1500 мл. При четырехразовом питании суточная калорийность обычно распределяется так: завтрак — 25%, обед — 35—40%. полдник — 10— 15%. ужин — 25%. В возрасте 1—11/2 года пищу дают в протертом виде: с 11/2 лет вводят разваренные каши, запеканки, тушеные овощи; с 2 лет можно давать салаты, овощное рагу, рыбу (кусочками) без костей.

Средняя суточная потребность в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах и энергии ребенка 1—3 лет — см. Питание. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно составлять 1:1:4. Важен и качественный состав рациона — белки животного происхождения должны составлять 75% их общего количества, жиры растительного происхождения 10—15% всех жиров. Суточная потребность в воде составляет в 1 год 120—140 мл/кг, в 2 года — 115—125 мл/кг (включая жидкость, содержащуюся в пище).

Из продуктов для детей предпочтительны нежирные сорта говядины, куры, молоко и молочные продукты, крупы (гречневая, овсяная, рисовая, манная), рыба, овощи и фрукты, соки. Можно включать в рацион (при хорошей переносимости) орехи, грибы, мед. С целью профилактики аллергического диатеза яйца нужно давать не чаще 1—2 раз в неделю; не рекомендуются шоколад, крепкие куриный и мясной бульоны, апельсины, мандарины, икра. Сосиски, вареные колбасы начинают давать с 21/2—3 лет. Необходимо правильно составлять меню ребенка. Блюда из мяса и рыбы лучше давать на завтрак и в обед; т.к. они содержат много белка и экстрактивных веществ, возбуждающих нервную систему. Они долго задерживаются в желудке, могут вызвать жажду, а это нарушает сон. На ужин следует готовить крупяные, овощные, молочные продукты. Гарнир к мясным и рыбным блюдам делают из овощей (картофеля и др.). Нужно стремиться к тому, чтобы пища ребенка была разнообразной и вкусно приготовленной.

Кормить ребенка необходимо примерно в одно и то же время; это помогает выработать условный рефлекс (в определенное время происходит выделение пищеварительных соков, и пища лучше переваривается). Если ребенок отказывается от еды, лучше пропустить одно кормление, чем пытаться любыми средствами накормить его.

К каждому новому блюду ребенка нужно приучать постепенно, осторожно и терпеливо. Важно следить за регулярным опорожнением кишечника, т.к. при запорах аппетит заметно ухудшается. Настроить малыша на еду помогает определенный ритуал: перед каждым кормлением готовят место для еды, моют ребенку руки, повязывают салфетку. В возрасте 11/2—2 лет приучают самостоятельно стелить салфетку на стол, приносить посуду и стул. Выполнение таких поручений закрепляет привычку и впоследствии становится обязанностью ребенка. Обстановка во время еды должна быть приятной, суета и нервозность, которую иногда создают родители, способны лишь ухудшить аппетит ребенка. Кормить ребенка должен всегда один и тот же человек, всегда в одной и той же комнате. Нельзя ставить на стол сразу все блюда, т.к. если малыш любит второе и третье, он не будет есть первое. Красиво поданная пища улучшает аппетит. В начале 2-го года жизни дети сами держат ложку и чашку, а в 11/2 лет сами едят с помощью взрослых, к 3 годам ребенок может есть сам.

Режим. Ребенок любого возраста нуждается в четком режиме. При составлении режима очень важно учитывать не только возраст ребенка, но и его индивидуальные качества. Примерные часы приема пищи: завтрак — 7 ч 30 мин — 8 ч, обед — 12 ч — 12 ч 30 мин, полдник — 15 ч 30 мин — 16 ч, ужин 19 ч — 19 ч 30 мин. Ребенок должен спать не менее 12 ч в сутки, в т.ч. 2 ч днем после обеда (с 13 до 15 ч).

Укладывать детей спать нужно в одно и то же время. Ребенка следует постепенно подготовить ко сну: успокоить после игры, посадить на горшок, умыть. Перед сном обязательно проветривают комнату.

Уход. Комната, в которой находится ребенок, должна быть светлой; оптимальная температура воздуха около 20°. Все окружающие детей вещи и предметы надо содержать в чистоте и порядке, регулярно делать влажную уборку помещения. У малыша должна быть отдельная кровать. С раннего возраста необходимо приучать ребенка самостоятельно умываться, мыть руки. Уже с 11/2 лет можно учить его полоскать рот, с 3 лет — чистить зубы. Мыло, полотенце, зубную щетку располагают так, чтобы он мог легко достать их. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок правильно пользовался предметами туалета, и терпеливо учить его этому. Обязателен ежедневный туалет половых органов ребенка (подмывание теплой водой), особенно у девочек. Купают ребенка 1—3 лет 2—3 раза в неделю. Температура воды должна быть 36°. Продолжительность купания на 2-м году жизни — 8—10 мин. на 3-м — 10—20 мин. С 2 лет детей можно приучать самостоятельно одеваться. Необходимо постоянно следить за осанкой ребенка. Желательно, чтобы мебель соответствовала его росту. Если стул высокий, под ноги ребенка нужно ставить скамейку. Спина ребенка должна опираться на спинку стула, а расстояние от глаз до стола составлять 30—35 см.

Физическое воспитание. Правильно подобранные и соответствующие возрасту упражнения способствуют гармоничному физическому и умственному развитию, предупреждению многих заболеваний, формированию и совершенствованию двигательных навыков, развитию сердечно-сосудистой системы и органов дыхания.

Занятия лучше проводить в утренние часы, через 1—11/2ч после еды. В каждом случае к ребенку нужно подходить индивидуально, учитывая его двигательные навыки, заботясь о том, чтобы он не переутомлялся. Продолжительность занятий для детей 1—2 лет — не более 5—10 мин, для детей 2—3 лет — 10—15 мин. Количество упражнений 8—10. Каждое упражнение повторяют в среднем от 2—4 до 6—8 раз. Во время занятий вводят паузы в виде дыхательных упражнений, спокойной ходьбы. Упражнения, рекомендуемые для детей 1—11/2 лет, представлены на рисунке. В возрасте 11/2—3 лет применяют те же упражнения и, кроме того, круговые движения руками. Дополнительно можно ввести следующее упражнение: ребенок, лежа на животе, приподнимается на руках 2—3 раза, не сгибая туловища и ног. Занятия проводят регулярно, без перерывов, в одно и то же время, что имеет воспитательное значение.

Закаливание. Прежде чем начать его, нужно убедиться в том, что ребенок здоров. Основными факторами закаливания являются свежий воздух, солнечные лучи и вода.

Закаливание воздухом — это прежде всего постоянное и тщательное проветривание помещения, где находится ребенок. Даже в холодное время года проветривание проводят не реже 3 раз в день, а летом окно и форточка должны быть открыты постоянно. Не менее важно достаточное пребывание детей на свежем воздухе, продолжительность которого зависит от времени года и возраста ребенка. Зимой дети Я. в. должны гулять 2—3 раза в день (общая продолжительность пребывания на воздухе 1—3 ч), в теплое время года на воздухе надо находиться большую часть дня. Желательно, чтобы летом игры, еда и дневной сон ребенка проходили на свежем воздухе. Одежда его должна соответствовать времени года.

Воздушные ванны зимой проводят в хорошо проветренном помещении, причем начинают при температуре в комнате не ниже 20°. Продолжительность первой воздушной ванны не более 3—5 мин. В первые 7 дней обнажают только руки и ноги ребенка, в последующем его раздевают до пояса (оставляют в трусах и тапочках). Температуру воздуха в комнате каждые 3—4 дня снижают ни 1° путем проветривания, но не ниже 15°. Летом воздушные ванны детям раннего возраста начинают также с температуры не ниже 20° на свежем воздухе. Продолжительность первой воздушной ванны около 5 мин. Затем ее постепенно продлевают до 1 ч. Проводят ванны в защищенном от прямых солнечных лучей месте (в тени деревьев или под тентом) в промежуток времени от 8 до 12 ч. Как летом, так и зимой их сочетают с подвижными играми или гимнастикой. Во время процедуры нужно внимательно следить за самочувствием ребенка: при появлении признаков переохлаждения (озноб, дрожание, мурашки на коже) воздушную ванну прекращают и быстро согревают ребенка.

Солнечные ванны проводят с 2 лет один раз день, через 1—2 ч после завтрака. Лучшее время — 10—12 ч. Температура воздуха в тени должна быть не ниже 18—20°. Продолжительность солнечной ванны не должна быть выше 2 мин. Затем каждые 2 дня время пребывания на солнце увеличивают на 1 мин (но не более 20—30 мин). На время ванны все тело ребенка обнажают, обязательно надевают головной убор и солнцезащитные очки. Во время процедуры внимательно следят за самочувствием ребенка, поят его водой, напоминают о смене положения. После солнечной ванны ребенка отводят в тень, обтирают влажным полотенцем или обливают водой (t 30—36°). Если во время процедуры появляются признаки перегревания (вялость, головная боль или резкое покраснение лица и сильная потливость), солнечную ванну надо прекратить и принять соответствующие меры (см. Перегревание организма).

Закаливание водой (ежедневные водные процедуры) — одно из самых простых, но достаточно сильных закаливающих воздействий на организм ребенка. При умывании (моют лицо, шею, а также руки до локтя) начальная температура воды 30°, затем ее снижают на 1° каждые 2—3 дня и доводят до 20° (для детей 1—2 лет) или до 18° (для детей 2—3 лет). Обтирание проводят шерстяной рукавичкой или конц



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте