Новая философская энциклопедия

АБХАВА

АБХАВА (санскр. abhaāva – небытие, несуществование) – в индийской философии небытие, отсутствие, отрицание как в онтологическом, так и в гносеологическом аспекте. Размышления индийских мыслителей об абхаве были ответом на вопрос об объекте отрицательных суждений. В мимансе [МИМАНСА]под абхаве понималось не просто отсутствие такого объекта, но и особая познавательная способность, позволяющая его постигнуть. Сторонники мимансака Кумарилы Бхатты [КУМАРИЛА БХАТТА]утверждали, что отрицательные суждения не связаны ни с какой другой праманой (источником достоверного познания): с восприятием, поскольку не происходит контакта объекта с органами чувств, с логическим выводом, поскольку невосприятие объекта не может служить основанием (хету [ХЕТУ]) вывода (анумана [АНУМАНА]). Это доказывало, с их точки зрения, что абхава представляет особую праману (получившую название анупалабдхи – невосприятие).

Синкретическая ньяя-вайшешика [НЬЯЯ-ВАЙШЕШИКА]наделяла абхаву реальным существованием, но не в качестве отдельной праманы, а в виде особой онтологической категории (падартха [ПАДАРТХА]), которая трактовалась как конкретное отрицание, предполагающее адъюнкт – то, что отрицается (пратийогин), и вместе с тем отношение, из которого отрицаемое исключается, т.е. место, где его нет, – субъюнкт (ануйогин). Наиболее важные виды абхавы в ньяя-вайшешике: сансарга-абхава – отсутствие одной вещи в другой (напр., запаха у цветка); аньонья-абхава – одна вещь не является другой вещью (напр., горшок – цветком); праг-абхава – предшествующее небытие, т.е. отсутствие вещи до ее возникновения; дхванса-абхава – отсутствие вещи после ее разрушения и атьянт-абхава – отсутствие отношения между вещами в течение всего их существования (напр., отсутствие рогов у зайца). К этому основному списку иногда добавляют апекша-абхаву – ограниченное отсутствие и самартхья-абхаву – отсутствие потенции. В противовес Кумариле Бхатте ньяя-вайшешика отвергает существование особого источника для познания отрицательных сущностей, подчеркивая при этом, что познание абхавы является по сути таким же, как и познание положительного существования, за тем исключением, что в данном случае органы чувств вступают в контакт не с объектом, а с местом, характеризуемым его отсутствием. Таким образом, отсутствие горшка служит таким же реальным свойством коврика, на котором его нет, как и цвет, размер и другие качества последнего. Все отрицательные суждения относятся в ньяя-вайшешике к рубрике логического вывода. С точки зрения буддистов, восприятие абхавы является по сути восприятием пустого места, на котором нет отрицаемого предмета. К этой позиции близки и последователи Прабхакары Мишры [ПРАБХАКАРА МИШРА].

В навья-ньяеставится вопрос о возможности для одного отрицания быть адъюнктом другого отрицания. В отличие от «старой» ньяи, считавшей, что небытие небытия дает положительный результат, навья-ньяя утверждает, что отрицательное не может быть тождественно положительному, поэтому отрицание отрицания первого отрицания будет равно первому отрицанию. Навья-ньяя разрабатывает также вопросы структуры и классификации отрицательных суждений и семантический анализ отрицательной частички «не» (особенно Гангеша [ГАНГЕША]иРагхунатха).

Литература:

1. Matilal В.К. The Navya-Nyāya Doctrine of Negation. The Semantics and Ontology of Negative Statements in Navya-Nyāya Philosophy. Cambr., 1968;

2. Chakrabarty K.K. The Nyaya-Vaisesika Theory of Negative Entities. – «Journal of Indian Philosophy» (Dordrecht), 1978, vol. 6, N 2.

В.Г.Лысенко



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте