Новая философская энциклопедия

АДРИШТА

АДРИШТА (санскр. adṛṣṭa – невидимое, ненаблюдаемое, невоспринимаемое) – понятие индийской философии, гл.о. школы вайшешика [ВАЙШЕШИКА], обозначающее причины природных и морально-психологических явлений, необъяснимых в свете наблюдаемых факторов (дришта). В «Вайшешика-сутрах»адришта отождествляется с невидимой причиной природных явлений (магнетизма, движения вверх пламени огня, горизонтального движения ветра, циркуляции воды в растениях и т.п.). У Прашастапады [ПРАШАСТАПАДА]она становится синонимом дхармы [ДХАРМА]и адхармы [АДХАРМА](добродетели и порока) – качеств души (Аммана), обусловливающих ее перерождение (сансара [САНСАРА]), и в этом смысле выступает механизмом закона кармы – морального воздаяния. В начале космического цикла (сарга [САРГА]) адришты душ, населяющих вселенную, служат своеобразными «хранителями информации», проносящими через космическую ночь (пралая [ПРАЛАЯ]) тот образ мира, который нужно создать богу Ишваре [ИШВАРА], чтобы все существа смогли снова вкусить опыт страдания и поисков освобождения от него. Несмотря на отождествление адришты с дхармой и адхармой, Прашастапада различает контексты их употребления: если последние упоминаются им в роли причинных факторов общего процесса «нормальной» жизнедеятельности (дыхания и т.п.), а также морально окрашенной умственной и психической активности (желание, нежелание, удовольствие и т.п.), то адришта – в тех случаях, когда речь идет о физических и психических явлениях (например, магнетизме, сновидениях), которые могли казаться вайшешикам «странными». Согласно В.Хальбфассу, концепция адришты не просто дополняет, но и потенциально заменяет физическую причинность на морально-религиозную.

В.Г.Лысенко



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте