Мифологическая энциклопедия

АГАРЬ

(еврейск. hâgâr, ср. этнич. обозначение араб. номадов hag`SUP`e[[/SUP]]rîm или hag`SUP`e[[/SUP]]ri’îm, «агаряне», а также глагол hâgâr, «отвращаться», «откочёвывать», «бежать», откуда араб. hiğra, «бегство»)

в ветхозаветных преданиях египтянка, рабыня Сарры и наложница Авраама. Бездетная Сарра, поступая в соответствии с обычаем (известен из северомесопотамских документов середины 2-го тыс. до н. э.; ср. также поведение Рахили и Лии, Быт. 30), сама предлагает, чтобы ее муж «вошел» к А., с намерением усыновить зачатое дитя (Быт. 16, 2). Однако еще во время беременности А. между ней и госпожой начинаются конфликты, и А. бежит (ср. этимологию ее имени) в пустыню, где ангел Яхве велит ей вернуться, обещая, что у нее родится воинственный сын Измаил; это обещание сбывается (16, 4-16). После рождения у Сарры и Авраама сына Исаака на патриархальном торжестве в день, когда его отняли от груди, старая рознь между госпожой и служанкой (осложненная правовой коллизией между первородством Измаила и законнорожденностью Исаака) вспыхивает с новой силой (21, 9-10); А. на руках с Измаилом вынуждена уйти в изгнание, предвосхищая удел номадов. Однако бог хранит и утешает изгнанников: когда им в пустыне угрожает смерть от жажды, он указывает А. на колодец и спасает от смерти А. с сыном (21, 15-19). Позднейшие легенды разукрасили этот простой сюжет, сделав из А. дочь фараона, преувеличивая — в соответствии с позднейшими религиозными идеалами — то святость А., то, напротив, ее неискренность в вере, изобретая колоритные новеллистические подробности ее ссор с Саррой (талмудический комментарий к книге Бытия — «Берешит рабба» 45; 53).Изгнание А. — частая тема европейской живописи 16-18 вв. (картины Гверчино, П. П. Рубенса, Рембрандта, К. Лоррена и др.). с. с. Аверинцев.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте