Мифологическая энциклопедия

ЧИНГИСХАН

Персонаж мифологии монгольских народов, восходящий к реальному лицу — полководцу, основателю монгольской империи 13 в. Многие мифологические мотивы и связанные с ним представления бытовали в Центральной Азии задолго до появления реального Ч. Культ Ч. был учрежден его внуком Хубилаем, основателем Юаньской династии. Мифологический Ч. вписался в традицию почитания у монголов духов предков (выражавшегося в изготовлении онгонов, в упоминании в призываниях, в жертвоприношениях). Ч. был объявлен великим предком рода монгольских каганов (великих ханов), ему было установлено святилище, известное под названием «Восемь белых шатров». Внутри культа Ч. существовал культ его сульде — его военного духа (гения), воплощенного в знамени. Особо почитались Цаган сульде («белое знамя»), Хара сульде («черное знамя»). Для знамен Чингисхана были построены специальные святилища, разработан ритуал жертвоприношений. Имеется предположение, что Хара сульде и Цаган сульде — вымышленные имена реальных приближенных Чингисхана. С культом Ч. связан культ членов его семьи: матери, жен, сыновей и др.Образ Ч. претерпел эволюцию с распространением ламаизма в 16- 18 вв. По преданиям, Ч. как грозное, требующее кровавых жертв божество был укрощен панчен-ламой, который запретил кровавое жертвоприношение в его честь, запер гроб с костями Ч. и ключи от него увез в Тибет, в монастырь Ташилхумпо. Ч. был включен в число охранительных божеств монгольского буддизма. В ряде молитв к нему обращались как к «белому носителю обета». Ламаистская традиция ведет родословную Ч. от мифического индийского царя Маха Самади.В мифологии монгольских народов с Ч. связано несколько фольклорных сюжетов. Ч. выступает как культурный герой, установивший некоторые свадебные обряды, изобревший водку, кумыс и табак; он — покровитель кузнечного дела и т. д. Топонимический фольклорный цикл объясняет происхождение названий местностей, исходя из деятельности реального Ч.: Алтай улгий («золотая колыбель») — место его рождения; Тогон Шулун («каменный котел») и Санага («черпак») именуются так в память забытых воинами Ч. вещей. О названии горы Деш («наковальня») в окрестностях Новоселенгинска (Бурятская АССР) существует легенда: здесь Ч. ковал железо, стоя одной ногой на правом, другой — на левом берегу реки Чикой, закаливая в ней свои изделия. Ряд мифов посвящены предполагаемому месту нахождения могилы исторического Ч.: на дне специально отведенного русла реки; в одной из пещер общемонгольской святыни — горы Бурхан-халдун и др.Лит.; Дылыков С. Д., Эджен-хоро, в кн.: Филология и история монгольских народов, М.. 1958; Жамцарано Ц., Культ Чингиса в Ордосе, «Central Asiatic Journal», 1961, v. 6, № 3; С моле в Я. С., Бурятская легенда о Чингис-хане в связи с названием местностей Забайкалья и сопредельной Монголии, «Труды Троицкосавско-Кяхтинского отделения Приамурского отдела Русского географического общества». 1900, т. 3, в. 1; Жуковская Н. Л., Ламаизм и ранние формы религии, М.. 1977; Ринчен Б., Культ исторических персонажей в монгольском шаманстве, в кн.: Сибирь, Центральная и Восточная Азия в средние века, Новосиб., 1975; Bawden С. Р., The posthumous reputation of Genghis Khan, «New Orient», I960, v. 1, № 2. Н. Л. Жуковская.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте