Большая советская энциклопедия

Грундиг

I

Гру́ндиг (Grundig; урожденная Лангер, Langer)

Леа (р. 23.3.1906, Дрезден), немецкая художница-график. Жена Х. Грундига. В 1923—26 училась в АХ в Дрездене. С 1926 член компартии Германии. При фашистском режиме была лишена права создавать и выставлять свои произведения, в 1936 и 1938 подвергалась арестам, в 1939 эмигрировала. В 1949 вернулась в Дрезден, с 1950 профессор Высшей школы изобразительного искусства, с 1961 член Германии. АХ. В 1964—70 председатель Союза художников Германии. Творчество Г. тесно связано с рабочим движением, борьбой против фашизма и милитаризма, социалистическим строительством в ГДР; оно то полно острой психологической экспрессии, гневного протеста (циклы «Под свастикой», офорт, 1933—38, «Никогда больше!», рис., 1944—50, «Борьба против атомной смерти», офорт, 1957—58), то проникнуто светлым и ясным жизнеутверждением, гордостью за трудовые успехи ГДР (циклы «Уголь и сталь для мира», литография, 1951, «Шведт», рис., 1967). Лауреат Национальной премии ГДР (1958 и 1967).

Соч.: Gesichte und Geschichte, 4. Aufl., В., 1961.

Лит.: Леа Грундиг. Выставка произведений. Каталог выставки, [М., 1967]; Нütt W., Lea Grundig, Dresden, [1969]; см. также лит. при ст. Грундиг Х.

Л. Грундиг. «Кристель Бехам, убитый в Бухенвальде». Офорт из цикла «Под свастикой». 1936.

II

Гру́ндиг (Grundig)

Ханс (19. 2.1901, Дрезден, — 11.9.1958, там же), немецкий живописец и график. Учился в АХ в Дрездене (1922—26), испытал влияние экспрессионизма и О. Дикса. С 1926 член компартии Германии, один из основателей Ассоциации революционных художников Германии в Дрездене (1929). При фашистском режиме был лишён права создавать и выставлять свои произведения, в 1936 и 1938 был арестован, в 1939—44 находился в концлагере Заксенхаузен. В 1946—47 профессор и ректор Высшей школы изобразительного искусства в Дрездене. Страстное, политически активное искусство Г. посвящено революционной борьбе нем. пролетариата («Собрание ячейки компартии», 1932, Национальная галерея, Берлин). В обличении преступлений фашизма достигает трагического пафоса; зловещие образы фашистского господства подчас приобретают характер фантастических символов (цикл офортов «Звери и люди», 1933—38; триптих «Тысячелетняя империя», 1935—38, и «Жертвам фашизма», 1946—49, — в Картинной галерее, Дрезден). Лауреат Национальной премии ГДР (1958, посмертно). Илл. см. также т. 6, табл. XV.

Соч.: Между карнавалом и великим постом. Воспоминания..., пер. с нем., М., 1964.

Лит.: Зернов Б., Выставка произведений Г. и Л. Грундиг, Л. — М., 1959; Frommhold Е., Hans und Lea Grundig, Dresden, [1956]; Zinserling L., Hans Grundig, B., 1967.

Х. Грундиг. Автопортрет. 1933. Национальная галерея. Берлин.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте