Техника. Современная энциклопедия

канатная дорога

кана́тная дорога

Установка для перевозки грузов в подвесных вагонетках, а также пассажиров в подвесных вагонах и креслах по натянутому между станциями (опорами) стальному канату. Канатные дороги строят в горной, пересечённой и труднопроходимой местности, а также в городах и посёлках для создания наиболее экономичных, кратчайших транспортных связей между различными объектами. По назначению различают грузовые, пассажирские и грузопассажирские канатные дороги; по устройству – двухканатные (один из канатов несущий, другой – тяговый) и одноканатные. Канатные дороги бывают с кольцевым движением, при котором вагоны перемещаются по двум параллельным канатам всегда в одном направлении, и с маятниковым – на каждом канате подвешено по одному вагону, совершающему возвратно-поступательное движение между конечными станциями.

Вагон канатной дороги

Первая грузовая канатная дорога (длиной 2 км) в России была построена в 1922 г. на Волховстрое. Грузовые канатные дороги в основном строятся двухканатными с кольцевым движением вагонеток по двум параллельным несущим канатам. Длина грузовых канатных дорог практически не ограничена (т. к. их могут образовывать последовательно соединённые самостоятельные секции длиной 10 км и более). Напр., канатная дорога «Кристенберг – Булиден» (Швеция), служащая для транспортирования руды, имеет протяжённость 96 км. Производительность грузовых канатных дорог достигает 650 т в час (иногда более). На строительстве различных объектов используются лёгкие стационарные и переносные, одноканатные и двухканатные дороги (длиной не более 2 км), с кольцевым и маятниковым движением вагонеток грузоподъёмностью до 500 кг.

Первая пассажирская канатная дорога в России построена в 1963 г. Пассажирские канатные дороги строят двухканатными с кольцевым или маятниковым движением (одного или двух вагонов), а также одноканатными кресельными, гл. обр. на горнолыжных курортах и спортивных комплексах. Протяжённость таких дорог – до 12 км, подъём возможен на высоту до 3 км, скорость движения вагонов – 1.5—11 м/с. Для обеспечения безопасности дороги оборудуют ловительными устройствами, применяют два тяговых каната, используют гасители колебаний (для предотвращения боковых столкновений). Кроме подвесных канатных дорог, сооружают наземные канатные подъёмники, с помощью которых можно перемещать вверх по горному склону гружёные автомобили.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте