Советская историческая энциклопедия

ЯПОНИЯ

(япон. Ниппон, Нихон) — гос-во в зап. части Тихого ок., на группе о-вов, главные из к-рых Хонсю, Хоккайдо, Сикоку, Кюсю. Площ, ок. 372,2 тыс. км2. Нас. 110,9 млн. чел. (март 1975). Столица — Токио. Я. — конституц. монархия. Действующая конституция вступила в силу 3 мая 1947. Глава гос-ва — император. Высший орган законодат. власти — парламент, состоящий из двух палат: палаты представителей и палаты советников. Высший орган исполнит. власти — пр-во (кабинет министров). Осн. население — японцы (св. 99%). Язык — японский. Основные религии — синтоизм и буддизм. Гос. флаг и гос. герб см. в таблицах к статьям Флаг государственный и Герб государственный.

=====

Исторический очерк

=====

В истории Я. можно выделить следующие осн. периоды: 1) Первобытнообщинный строй и зарождение классового общества. 2) Ранний феодализм (сер. 7-конец 12 вв.). 3) Развитый феодализм (конец 12-16 вв.). 4) Поздний феодализм (17-60-е гг. 19 вв.). 5) Незавершенная бурж. революция 1867-68. Промышленный капитализм (1868-конец 19 в.). 6) Я. в эпоху империализма (до 1917). 7) Я. в период общего кризиса капитализма. Этот период можно разделить на подпериоды: Я. в 1918-23; Я. в годы временной частичной стабилизации капитализма (1924-29); Я. в период мирового экономич. кризиса и развязывания войны на Дальнем Востоке (1929-41); Я. в годы войны на Тихом океане (1941-45); Я. после 2-й мировой войны.

=====

Первобытнообщинный строй и зарождение классового общества. Древнейшие находки человека на терр. Я. относятся к периоду стотысячелетней давности. Но незначит. число находок (наиболее известна стоянка Ивадзуку) не позволяет пока говорить о развитой культуре палеолита в Я. Ок. 7500-ок. 300 до н. э. на всей терр. Я. существовала неолитич. культура дзёмон (культура керамики с веревочным орнаментом; указанная датировка культуры дзёмон принята в лит-ре с сер. 60-х гг. 20 в.). Население занималось охотой, рыболовством и собирательством. Преобладала матриархальная община. В конце периода дзёмон появилось неравенство между родами и частями родов, возникли различия в культуре вост. и зап. Я.

=====

Вопрос о древнейшем населении Я. остается спорным. Существует концепция (нем. ученый P. P. Зибольд, англ. геолог Дж. Милн, япон. антрополог Рёсэй Коганэй), согласно к-рой издавна в Я. обитали айну, к-рые в дальнейшем были частично истреблены и оттеснены на С., a частично смешались с различным пришлым населением. Имеется другая концепция о протояпонцах (япон. антропологи Кэндзи Киёно, Котондо Хасэбэ и др.): в процессе смешения протояпонцев с одними переселенцами на С. образовались айну, а с другими на остальной терр. — японцы. Бесспорен факт значительной миграции в Я. в период ок. 3500-2500 до н. э. с С. и с Ю. (вост. монголоиды, алтайские и малайские племена и пр.).

=====

Развитие культуры дзёмон, а также новая волна миграции привели к появлению яёи культуры (5 в. до н. э.-4 в. н. э.). Произошло смешение ряда этнич. и культурных течений: из Юж. Китая и Индокитая, а также из Сибири, Маньчжурии и Кореи. Культура яёи характеризовалась развитием поливного и богарного земледелия, животноводства и применением металлич. орудий. Бронзовые орудия появились во 2 в. до н. э., железные — в 1 в. н. э. С первых веков н. э. усилилось социальное расслоение, о чем свидетельствуют богатые могилы; появились рабы. Глава деревни (рода) — удзи но ками имел большую власть над жителями, он ведал и делами культа — раннего синто (см. Синтоизм).

=====

Племенные союзы начали возникать в конце 2 в. до н. э. Родовая знать укрепляла свою власть, появились профессиональные воины. Кит. хроники говорят о постепенном укрупнении племенных союзов. Так, во 2-й пол. 2 в.-сер. 3 в. н. э. существовал крупный племенной союз Яматай. Во 2-й пол. 3 в. возник племенной союз Ямато, объединивший к сер. 4 в. под своей властью страну, кроме С.-В. На базе этого племенного союза постепенно складывалось япон. гос-во. Затем Ямато длит. время вело борьбу за покорение на З. кумасо и на В. и С.-В. эдзо — предков нынешних айну. Власть правителей Ямато (оками), первоначально отражавшая интересы общинно-родовой знати, постепенно приобретала функции царской власти. Правители имели свои земли и полусвободных крестьян (табэ). Местные вожди превратились в представителей центр. власти. Близкие к правителю роды занимали руководящие позиции в пр-ве, выполняя отдельные функции, — дела культа, охраны и пр. С нач. 6 в. власть правителей ослабела. Сильные роды повели борьбу за власть; с 536 решающую роль стал играть род Сога.

=====

Осн. социальной единицей был род — удзи, в к-ром происходило ослабление кровнородственных уз. Род состоял из "домов", в к-рые включалось несколько семей (в т. ч. неродственные и зависимые). Зарождались элементы феод. производств. отношений: с общинников взимался оброк зерном и продукцией ремесла; появилась отработочная повинность на строит. и ирригац. работах. Наряду с этим образовался рабовладельч. уклад. Существовали рабы и домашние холопы (яцуко, нухи), а также широкая категория полусвободных крестьян (табэ, бэмин и др.). Было много зависимых ремесленников (томобэ, какибэ) — выходцев из Китая и Кореи. Все это содействовало развитию произ-ва, а также вело к укреплению центр. власти. В нач. 5 в. в Я. проникла кит. иероглифика.

=====

Складыванию рабовладельч. формации препятствовали след. факторы: земледелие находилось в руках общинников; характер рельефа мешал созданию латифундий; были ограничены внешние источники пополнения рабов; влияние развитого феод. Китая, откуда заимствовались производств. орудия и формы социальной организации.

=====

Развитие клас. общества и обострение клас. борьбы вызвали необходимость централизации власти. Принц Сётоку Тайси — регент 593-621, провел ряд реформ: установил 12 рангов вместо наследственной системы должностей; ввел "кодекс 17 статей" (604), к-рый определил основы гос. политики; поощрял буддизм (начал распространяться в Я. в 6 в.); принимал меры по развитию земледелия и средств сообщения.

=====

Ранний феодализм (сер. 7-конец 12 вв.). События 645 положили начало созданию раннефеод. централизов. гос-ва. В этом году принц Наканооэ при поддержке рода Накатоми (с 669 именовался Фудзивара) сверг власть рода Сога, связанного с родовой и рабовладельч. знатью. Организаторы переворота использовали ослабление рода Сога в результате движения рабов и полусвободных крестьян, боровшихся за свое освобождение. Оттесненная в 645 от власти родовая и рабовладельч. знать, среди к-рой выделялся род Отомо, стремилась восстановить свое положение. Происходила борьба внутри царствующего дома. В смутах отражалась не только личная борьба за власть, но и клас, борьба.

=====

После 645, в царствование императора Тайка (645-654), были проведены реформы. Введена гос. собственность на землю, полусвободные крестьяне (табэ, томобэ, какибэ) получили статус свободных. Население превращалось в держателей наделов, составлен зем. кадастр и подворные списки, была создана центр. администрация по образцу кит. танского гос-ва (см. Тайка реформы). В 710 построена первая постоянная столица — Нара (в 784 перенесена в Нагаоку, в 794 — в Хэйан). Свод законов Тайхорё (701) фиксировал возникшие в результате реформ аграрные отношения, в т. ч. их основу — надельную систему (хандэн). Крестьяне прикреплялись к подушным наделам, должны были выплачивать натуральную ренту (продуктами земледелия и изделиями ремесла) и выполнять различные работы. Сравнительно крупное частное землевладение существовало в виде привилегированных наделов. Представителям господствующего класса приписывалось также от 100 до 3 тыс. крест. дворов, к-рые выплачивали им ренту.

=====

Эксплуатация носила в осн. феод. характер. Но рабовладельч. уклад оставался сильным: много рабов имели храмы, деревенская верхушка; появилась новая категория рабов в гос. учреждениях. По различным подсчетам в 8 в. рабы составляли от 5 до 20% населения. К концу 8 в. рабский труд стал применяться реже, а в с. х-ве почти исчез. Большую роль в течение всего феод, периода в Я. играл патриархальный уклад.

=====

Образование раннефеод. централизов. гос-ва сопровождалось развитием производит. сил. Распространились железные земледельч. орудия, улучшалась система ирригации, росла площадь обрабатываемых земель (в конце 12 в. — 860 тыс. тё; тё=0,99 га, но его размеры изменялись). Добывались золото, медь, серебро, железо, сера, слюда. Ремесло находилось под патронатом пр-ва, храмов и аристократии; в 11 в. появились первые цехи (дза). Развивалась торговля, возникали торговые гильдии и рынки.

=====

В противовес гос. собственности на землю уже в 8 в. стали возникать частные владения (сёэн) аристократии и храмов. Они создавались путем освоения целины, из привилегированных наделов. К сер. 10 в. надельная система прекратила существование, господствующей формой стали частные владения аристократии (особенно Фудзивара) и храмов. В ранних сёэн значит. место занимало барщинное х-во с тяжелыми формами кабальной зависимости.

=====

В различных формах нарастала борьба крестьянства: побеги и бродяжничество, неуплата налогов, петиции пр-ву, восстания. Эдзо не прекращали борьбу в течение всего феод. периода; в частности, крупное восстание эдзо произошло в 875 на о. Хоккайдо, подавленное правительств. войсками.

=====

С конца 8 в. власть в стране фактически перешла к дому Фудзивара — крупнейшему собственнику сёэн. В их владениях в 794 была построена новая столица — Хэйан. С 859 по 1086 Фудзивара установили открытую диктатуру, занимая посты регентов (сэссё) при малолетних императорах или канцлеров (кампаку) — при взрослых, императоры же были низведены до положения марионеток. Императоры, опираясь на часть аристократии и воинов домов Тайра и Минамото, продолжали борьбу за власть и за зем. владения; формально отрекаясь от престола, они, укрывшись в монастырях, пытались противопоставить духовную власть светской. Буддийские монастыри, имевшие вооруж. отряды, стали играть важную политич. роль, вмешиваясь в междоусобицы.

=====

В 10-11 вв. рос сепаратизм наместников и провинциальных владык, поднимавших мятежи против центр. власти. В этих мятежах отражалось экономич. и политич. укрепление местных феодалов, формирование военно-феод. сословия буси, развитие ленных отношений. С 11 в. складывались группировки воен. феодалов во главе с вождями. К сер. 12 в. наиболее мощными из них были группировки во главе с Минамото в р-не Канто и Тайра на юго-зап. Хонсю. В борьбе за власть в 1156 войска Киёмори Тайра и Ёритомо Минамото разгромили Ёринага Фудзивара; а в 1159 К. Тайра разгромил своих бывших союзников, истребив почти весь род Минамото; с 1168 он правил страной из своей резиденции Фукухара.

=====

До окончания 2-й мировой войны в Я. в изучении древней истории преобладали антинаучные монархич. концепции. Лишь нек-рые бурж. экономисты (Того Ёсида, Ё. Такэкоси, Э. Хондзё) написали ряд ценных трудов, введя в научный оборот значит. фактич. материал. Пионером научного изучения древней Я. был Ёсимити Ватанабэ, к-рый считал, что уже в 3-7 вв. существовали специфич. формы рабства в общине. В 1932 Горо Хани выдвинул концепцию древнеазиат. об-ва с его прочной общиной и деспотией. После войны концепцию Ё. Ватанабэ развивали Сэйта Тома, Сё Исимода, Кэйдзи Нагахара и др., обратив особое внимание на изучение "нижней структуры" (видов эксплуатации, форм хозяйств семьи и пр.). Они считают, что япон. общество прошло стадию рабовладельч. формации (датируя ее с 3 или 7 вв.), что в период надельной системы было много рабов, а общинники подавлены деспотией (система "всеобщего рабства"); сёэн рассматриваются ими как переходная форма к феодализму. Отрицая возможность развития Я., минуя рабовладельч. формацию, они подчеркивают преобладающую роль в япон. обществе в течение длит, времени патриархально-рабовладельч. уклада, отождествляют суровые формы личной зависимости с рабством. Вместе с тем Ё. Ватанабэ, а также Мицуо Симидзу, Тацусабуро Хаяси и др. считают сёэн феод. владениями, отмечая патриарх. рабство лишь в ранних сёэн. Немногие япон. ученые оценивают надельную систему как феодальную — Дзиро Хаякава, Г. Хани (в нек-рых работах) и др.

=====

Для многих прогрессивных историков характерна т. о. поздняя датировка установления феодализма: 10 в. (с ликвидацией надельной системы) — Ё. Ватанабэ, С. Тома, М. Симидзу и др.; с кон. 12 в. (с победой буси и изменением сёэн) — С. Исимода, М. Эндо, Киёси Иноуэ, Мотохиса Ясуда и др.; с 14 в. (с начала складывания княжеств, см. ниже) — С. Мацумото, К. Нагахара; с 16 в. — Мориаки Араки, выдвинувший концепцию "феод. революции", к-рая якобы решительно покончила с дофеод. формами.

=====

В сов. историографии (Н. И. Конрад, А. Л. Гальперин и др.) принята изложенная в данной статье концепция.

=====

Развитый феодализм (конец 12-16 вв.). Диктатура Тайра, не имевшая достаточной воен. опоры, не была прочной. В 1180 против него выступил Ёритомо Минамото вместе с родственником Токимаса Ходзё (из пров. Идзу). В 1185 борьба между домами Минамото и Тайра закончилась разгромом последнего. Это была победа закаленных в войнах с эдзо феодалов р-на Канто — обширнейшего земледельч. р-на, центра коневодства. В 1192 Ё. Минамото был провозглашен сёгуном — военно-феод. правителем Я. Резиденцией пр-ва еще в 1180 стало селение (впоследствии город) Камакура на вост. побережье о. Хонсю. Опору сёгуната составило военно-феод. сословие (буси), особенно личные вассалы (гокэнин), к-рые и заняли адм. должности. Низшая часть сословия буси состояла из мелкого военного дворянства — самураев. С нач. 13 в. власть фактически находилась в руках родственного Минамото дома Ходзё.

=====

Создание сёгуната Минамото означало возвышение военно-феод. сословия в противовес старой аристократии во главе с императором. Компромисс этих двух сил выражался в частичном сохранении владетельных прав на землю аристократии и храмов и в номинальном сохранении императорской династии. Аристократия и двор неоднократно пытались восстановить императорскую власть и вернуть утраченные земли. Наиболее крупная вооруж. попытка реставрации была предпринята в 1221; после ее неудачи конфисковано св. 3 тыс. поместий, а в прочих владениях увеличены права и доходы буси (поскольку в большинстве сёэнов существовало двойное господство — аристократии и буси).

=====

Сёэн 12-15 вв. отличались от ранних (в к-рых были распространены отработочные повинности и жесткие формы личной зависимости). Поздние сёэн представляли собой экономически замкнутые х-ва средних размеров (от неск. десятков до неск. сот га); натуральная рента вывозилась гл. обр. в столицу. Осн. хоз.-податной единицей были мёдэн — владения мёсю — неоднородной сословной категории, промежуточной между феодалами и крестьянством. Осн. часть мёсю эксплуатировала средний и низший слои деревенского населения, в т. ч. домашних рабов. Х-во крупных мёсю велось большой патриархальной семьей. Широко применялась отработочная рента на землях владельцев и чиновников, на строит. и ремонтных работах; мёсю применяли также труд кабальных батраков. Т. о., средний и низший слои деревенского населения подвергались тройной эксплуатации: со стороны владельцев сёэн, чиновников, посылавшихся пр-вом (дзито), и мёсю.

=====

Развивалось обществ. разделение труда. С 13 в. быстро росло число торг. и ремесл. корпораций. Оптовые торговцы (тоя) занимались сбором и доставкой ренты. Наибольшее развитие цехов (дза) отмечено в 15 в. Активизация ростовщич. капитала привела к изданию во 2-й пол. 13 в. указов (токусэйрё) о ликвидации задолженности буси и крестьян. Быстро росли феод. города: до 1400 возникло 40, за 15 в. — 45, за 1500-80 — 184, в т. ч. 64 при замках и 45 при храмах. В 16 в. в городах проживало ок. 10% населения (но большинство составляли буси). Город в осн. выступал как феод. или торгово-ростовщич. эксплуататор деревни.

=====

В 14-16 вв. совершался переход от среднего феод. землевладения (сёэн) к крупному — княжествам. Причины заключались в росте производит. сил — в развитии с. х-ва, ремесла, торговли и городов, в развитии товарно-денежных отношений. В с. х-ве наблюдалось улучшение обработки земель, совершенствование орудий и ирригации, применение удобрений; в нач. 13 в. с орошаемых земель снимали два урожая в год, на 1229 площадь обрабатываемых земель составила 946 тыс. тё. Под контролем князя (даймё) развивались с. х-во, ремесло и торговля. Другую экономич. основу княжеств составляла появившаяся в 15-16 вв. новая община, к-рая объединила мелкие крест. х-ва (возникли из распада мёсю и больших патриарх. семей), несшие феод. повинности в пользу князей. В связи с укрупнением феод. собственности с конца 15 в. мелкие и средние феодалы постепенно теряли свои зем. владения и превращались в служилых людей. Внутри самого феод. класса существовали острые противоречия. Для Я. этого времени характерна огромная численность военно-феод. сословия, значит. часть к-рого жила за счет княжеских пожалований.

=====

Япон. феодализм развивался без серьезных внешних потрясений. Удалось избежать и монг. порабощения. В 1268 и 1271 монголы направляли послов в Я. с требованием покорности. Правитель страны Токимунэ Ходзё приказал проводить широкие оборонит. работы на юго-зап. побережье. В 1274 монг. флот (всего ок. 30 тыс. чел.) занял о-ва Цусима и Ики, подошел к гавани Имацу (Сев. Кюсю). Гибель монг. командующего Лю и разразившийся тайфун способствовали поражению монголов. В 1281 монголы направили против Я. два флота: из Кореи (с 40-тыс. армией) и из Юж. Китая (с 100-тыс. армией). Японцы сначала отражали атаки на Сев. Кюсю, а затем вновь тайфун уничтожил армаду монголов.

=====

Монг. нашествия подорвали финансы и гос. аппарат сёгуната, ухудшили и без того тяжелое положение крестьян, на плечи к-рых легли новые налоги. С этого времени обострился кризис режима Минамото. Его опора на средних феодалов-вассалов (гокэнин) оказывалась все более недостаточной. Пр-во не могло контролировать новых князей. В 1331 против пр-ва Минамото выступила коалиция феодалов во главе с императором Годайго и полководцами Ёсисада Нитта и Масасигэ Кусуноки. Посланный против мятежников Такаудзи Асикага перешел на их сторону. В 1333 Камакура пала. Вскоре началась борьба между победителями. В 1335 Т. Асикага провозгласил себя сёгуном. В борьбе со сторонниками Годайго он сначала потерпел поражение и бежал на Кюсю, но в 1336 одержал победу.

=====

Император Годайго основал в Йосино юж. династию, вокруг к-рой группировались легитимные силы, аристократия и духовенство. В Киото обосновалась сев. династия, подчиненная Асикага; ее клас. опору составили воен. феодалы. В 1392 юж. династия капитулировала: были признаны правление Асикага и законность сев. династии. Победа севера явилась отражением победы воен. феодалов над аристократией.

=====

Власть династии Асикага (правила до 1573) была непрочной. Рос сепаратизм усиливавшихся князей. В 15 в. развернулась полоса крест. восстаний, а с 60-х гг. 15 в. разгорелись почти беспрерывные феод. усобицы. Все это ослабляло феодальное господство.

=====

В 15 в. известны 120 крест. выступлений (75% к-рых произошло в р-не Киото — Нара), в 1-й пол. 16 в. — 24, во 2-й пол. 16 в. — 20. Они отличались широким размахом и боевым характером. Особенно крупным было крест.-самурайское восстание в 1485-93 в юж. части пров. Ямасиро (под самым Киото) (см. Ямасирское восстание). В 16 в. добились самоуправления города Сакаи и Хирадо; ограниченное самоуправление имел ряд др. городов (напр., Кувана, Хаката). Весьма мощными были крест. восстания, проходившие в 15-16 вв. под религиозными лозунгами буддийской секты икко. Это было своеобразным япон. изданием религиозной реформации. Выступал разнородный блок крестьян, самураев и духовенства.

=====

В 15-16 вв., до 1559, велась широкая торговля Я. с Китаем и Кореей. Гл. роль играли князья Оути и Со. Торговля неоднократно прерывалась, а в 1559 прекратилась из-за японских пиратских набегов на Китай. В сер. 16 в. в Я. появились европейцы (в 1542 прибыло португ. судно на Танегасима), к-рые вели гл. обр. посреднич. торговлю товарами стран Азии. Воздействие европейцев было разного плана. Распространились новые с.-х. культуры (табак, сах. тростник, батат); расширились выращивание чая и хлопка, выработка шелка. Была усовершенствована технология произ-ва оружия и судов, техника горного дела. Ввезено огнестрельное оружие (оно стало производиться с 1556 в Хирадо, Сакаи, Боноцу и др.), к-рое привело к большим изменениям в воен. организации. Европ. миссионеры с 16 в. начали распространять в Я. христианство, являвшееся орудием колониализма. Оно встречало сопротивление буддийской церкви, выступавшей в поддержку центр. власти.

=====

В 1-й пол. 16 в. наметились тенденции к объединению страны. Причины заключались в экономич. и социально-политич. необходимости объединения княжеств в связи с дальнейшим ростом обществ. разделения труда, развитием городов. Обострение клас. борьбы и феод. междоусобицы вызывали необходимость создания единой централизованной власти. Объединение начал средний князь Нобунага Ода, в 1568 он вступил в Киото. Ко времени гибели Н. Ода (в 1582 он был убит одним из своих вассалов) под его властью были объединены 28 провинций. Объединение страны было в осн. закончено после гибели Н. Ода при Хидэёси Тоётоми.

=====

Феод. класс решал задачу укрепления и частичного обновления феод. порядков применительно к новому уровню развития. Были жестоко подавлены крест. движение и свобода вольных городов. В ходе проведенной всеобщей переписи земель (кэнти) крестьяне прикреплены к земле. Проведено разоружение всех несамураев (1588) и разделение сословий (1591). Законодательно установлена натуральная рента в размере 2/3 урожая; насильственно закреплялась экономич. автаркия деревень. Введен контроль над городами, внутр. и внеш. торговлей; укреплена система вассалитета и контроля над князьями. Во всем этом были значит. реакционные черты. Но объединение страны, прекращение междоусобиц и огранич. аграрные преобразования (конституирование мелких крест. х-в) привели к росту производит. сил. Феодализм еще не исчерпал своих резервов.

=====

В конце правления Хидэёси Тоётоми были предприняты два завоеват. похода против Кореи. В походе 1592-93 участвовала 177-тыс. армия. Во 2-й поход 1597-98 направлена дополнит. 140-тыс. армия. Отечеств. война корейского народа и выступление минского Китая привели к поражению агрессоров.

=====

Поздний феодализм (17-60-е гг. 19 вв.). После 1598 началась борьба за наследство Хидэёси Тоётоми. Властитель р-на Канто Иэясу Токугава в 1600 при Секигахаре (провинция Мино) разгромил враждебную коалицию князей и провел широкие меры по их подчинению. В 1603 Иэясу был провозглашен сёгуном. 3-я династия сёгунов Токугава правила до 1867. Борьба за полное подчинение Я. велась до 1614-15, когда в замке Осака были разгромлены войска сына Хидэёси Тоётоми Хидэёри и истреблено 100 тыс. ронинов — деклассированных самураев.

=====

Экономич. базу Токугава составили личные зем. владения (в нач. 17 в. с доходом 2,5 млн. коку (коку — объемная мера, равная 180 л, составляет 150 кг риса), в конце 17 в. — 7,3 млн. коку), крупные города и рудники. Воен. опорой являлись личные вассалы-хатамото, гокэнин и пр. (ок. 80 тыс.).

=====

Кн-ва при Токугава были адм.-хоз. единицами. Во главе кн-в находились князья (даймё), имевшие большие дружины. В 1614 насчитывалось 200 даймё, в 1732 — 262, в 1813 — 258. Была установлена система жесткого контроля над даймё; в 1635 юридически оформлена система заложничества (санкин котай), существовавшая со времени Хидэёси Тоётоми. Еще в 1615 число укрепленных замков в каждой провинции было ограничено одним.

=====

Служилое сословие — самураи составляли 6-7% населения страны (с семьями 2 млн., с челядью — 3 млн. чел.). Они в осн. сосредоточивались в городах — резиденциях князей, получая довольствие рисом. В 17 в. насчитывалось ок. 400 тыс. деклассированных самураев-ронинов; они были наиболее неустойчивыми элементами общества.

=====

Пр-во установило систему 4 сословий (си-но-ко-сё) — самураев, крестьян, ремесленников и торговцев со строгой сословной регламентацией. Особое внимание законодательство уделяло крестьянству с целью его подчинения и сохранения как податного сословия: в 1642, 1643 — изданы указы против скупки и продажи земли; в 1643, 1649 — о регламентации жизни крестьян; в 1673, 1721, 1722 и 1759 — о запрещении разделов участков с урожаем менее 10 коку; в 1707 — о запрещении заклада земли; в 1721 и 1734 — об общей ответственности пятидворки (объединения из 5 крест. х-в, связанных круговой порукой).

=====

Формально торговцы находились, внизу социальной лестницы. Купеч. капитал был относительно слаб. Но возникали отдельные богатые дома; в 17 в. появились Мицуи, Сумитомо и Коноикэ, особенно был богат Ёдоя. Уже в 17-18 вв. проявились паразитич. тенденции япон. торг. капитала, направлявшегося гл. обр. в торгово-ростовщич. операции, а не в сферу материального производства. Наиболее мощной категорией среди купечества были купцы, обслуживающие князей и пр-во (гоёсёнин). На базе скупки ренты возникали меняльные конторы и склады купцов-скупщиков (курамото, какая, фудасаси). Осака и Эдо превратились в центры рисоторговли. В стране существовали крупные гильдии: "Ито ваппу" скупала кит. шелк в Нагасаки; в 1694 в Эдо создана торгово-транспортная гильдия "Токуми доя".

=====

В нач. 17 в. наблюдалась активизация япон. мореплавателей и торговцев в Юго-Вост. и Вост. Азии. Япон. суда доходили до берегов Америки. Ок. 1620 япон. поселения появились в Сиаме и Лусоне. Европейцы, ведя в Я. в осн. посреднич. торговлю, выкачивали из страны много золота и серебра. Токугавское пр-во обоснованно опасалось экспансии европейцев; к тому же проявляли непокорность юж. князья, принявшие христианство. Христианство противостояло гос. религиям. Но главное — христианство становилось идеологией нар. движения; так было в 1637-38 в Симабаре, когда 5 месяцев 30 тыс. крестьян и ронинов противостояли правительств. армии, поддерживаемой голл. флотом (см. Симабарское восстание). В силу этих причин с нач. 17 в. токугавское пр-во начало принимать меры против христианства, а затем против европ. торговли. В 1612, 1613 и 1618 были изданы указы против христианства. А в 1633, 1636 и 1639 последовали 1-й, 2-й и 3-й указы о "закрытии страны" (под страхом смерти запрещены въезд иностранцев, выезд японцев за границу и строительство больших судов). С 1641 для ограниченной торговли с Китаем и Голландией был открыт лишь Нагасаки (Дэсима). Длительная изоляция привела к консервации в Я. наиболее реакционных феодальных черт и к отставанию страны от мирового уровня науки и техники.

=====

В 17 в. происходил заметный рост феод. экономики. В начале века обрабат. площадь составляла 1,5 млн. те с урожаем 18,5 млн. коку, а в конце — соответственно 2,96 и 25,8 млн. Расширялись системы орошения, усовершенствована молотьба, увеличилось применение удобрений. Развивалась специализация районов по товарным с.-х. культурам: индиго (пров. Ава), хлопок (Сетцу), лен (Кодзуке, Симодзуке), сахарный тростник (Сацума, Сануки). Добывалось много меди и серебра. Горное дело, судостроение, металлургия, изготовление оружия в осн. находились в ведении пр-ва и князей.

=====

К рубежу 17-18 вв., к т. н. годам гэнроку (1688-1703), относятся расцвет и вместе с тем начало упадка токугавской феод. Я. В правление сёгуна Цунаёси (1680-1709) произошел первый финанс. кризис. В 1684-87 проведена перепись населения с целью увеличения ренты, в 1695 — перечеканка ("порча") монет. В дальнейшем кризисные явления нарастали. С конца 17 в. в течение полутора веков не увеличивались обрабатываемая площадь и валовой урожай Я. Участились неурожаи и голод: в 1732 от голода погибло св. 1 млн. чел., еще больше — в 80-х гг.

=====

Росла острота клас. борьбы. В 1601 -1867 известно ок. 1640 крест. выступлений (в т. ч. ок. 895 восстаний), из них в 17 в.- ок. 216 (68 восстаний), в 18 в.- 713 (ок. 400 восстаний), в 1801-67 — 711 (427 восстаний). В 17 в., кроме симабарского восстания, восстания айну (1669-70) и небольших крест. восстаний, преобладали относительно мирные выступления (петиционные и пр.). В 18 в. произошло неск. крупных вооруж. крест. восстаний. С 1712 начались гор. восстания; в 18 в. их известно 95, в т. ч. в 80-х гг.- 60. Крупное восстание эдзо произошло в 1789-90.

=====

Пр-во ограниченными реформами (реформы годов кёхо, 1716-33, реформы годов кансэй, 1789-93) пыталось затормозить разложение феод. общества и обострение клас. борьбы, но эти реформы, хотя первые из них и имели относительный успех, не могли разрешить противоречий феод. строя. Политич. упадок выразился и в измельчании фигур сёгунов, и в появлении временщиков (в 1772-86 была диктатура Окицугу Танума). 80-е гг. были самым тяжелым временем токугавского периода; голод усугублялся стихийными бедствиями и эпидемиями. Произошел значит, подъем нар. борьбы.

=====

Постепенно размывались основы крупного княж. землевладения, что выражалось в ускоряющемся разорении крест. х-в, в обнищании самурайства, в финанс. трудностях княжеств. Подрывался натуральный характер произ-ва и создавался общеяпон. рынок. Если в 17 в. в товарном обращении преобладали продукты ренты, получаемой с крестьян, то с конца 17 в. развивались крест. товарные х-ва (в результате подъема производит, сил и увеличения произ-ва технич. культур у крестьян после уплаты ренты оставалась часть товарного продукта). Росло число безземельных, появлялся сел. предцролетариат, но осн. часть безземельных оставалась в деревне в качестве кабальных арендаторов, полуремесленников и пр. Наиболее характерным явлением было развитие в 18 в. (в р-не Осака появились в 17 в.) "новых", или "паразитических" помещиков. Эти помещики формировались из среды купцов, ростовщиков, деревенской верхушки, частично самураев. Они в обход закона фактически забирали в свои руки крест. земли и сдавали их в аренду. "Новые помещики" взимали с парцелльных арендаторов ок. 70% урожая и выплачивали ренту князьям. В 18 в. прекратился рост феод. городов, а население многих из них, в т. ч. Осака, сокращалось. Росли новые торг.-ремесл. городки, где были более благоприятные условия для зарождения капиталистич. отношений. Преобладающей формой ремесла были цехи, работа на дому на скупщика (тоя) и мелкотоварное произ-во. Возникли простая кооперация и мануфактуры, в т. ч. хлопчатобумажные — в р-не Осаки и Нагой, шелкоткацкие — в р-нах Синею — Фукусима — Синдати, Кирю и Асикага. Капиталистич. мануфактура появилась в конце 18 в. и получила заметное развитие в 1-й пол. 19 в. Феод. регламентации, изоляция Я. от внеш. мира, узость внутр. рынка, связь ремесла с парцелльным земледелием тормозили развитие мануфактуры. Все же постепенно складывалась прослойка буржуазии.

=====

Вопрос о развитии мануфактуры дискутируется в япон. историографии с нач. 30-х гг. 20 в. Сисо Хаттори считал, что с 30-х гг. 19 в. в Я. была мануфактурная эпоха, при к-рой широко развитая мануфактура подчинила мелкое произ-во (капиталистич. работу на дому). Сов. историки А. Л. Гальперин и Д. В. Петров придерживаются близкой точки зрения. Напротив, Такао Цутия, Тосио Фурусима и др. подчеркивали факт преобладания мелкого произ-ва и работы на скупщика (тоя). В 1948 была выдвинута концепция "рассеянной мануфактуры" (С. Синобу, С. Тоёда, X. Хориэ), сначала подвергшаяся критике; но дальнейшие исследования доказали факт широкого распространения таких мануфактур. Многие япон. ученые (Т. Хаттори, А. Яги, X. Хориэ, М. Кадзиниси и др.) считают, что в конце токугавского периода была мануфактурная эпоха, не получившая полного развития: централизованные и рассеянные мануфактуры сосуществовали с преобладающей формой — работой на скупщика (часто датируя конец этой эпохи 80-ми гг. 19 в.). Эту точку зрения разделяет сов. историк И. Г. Поздняков. В последние годы расширяется географич. сфера изучаемых мануфактур.

=====

С 30-х гг. 19 в. усилился кризис токугавского феод. общества. Голод 1833-37 унес 1 млн. жизней. Происходили острые клас. выступления. Особенно ярким было восстание в Осаке в 1837 под рук. Хэйхатиро Осио. Пр-во в 1841-43 провело т. н. реформы "тэмпо" (см. Тэмпо годов реформы) — последнюю попытку укрепления режима. Эти реформы, вызвав почти всеобщее недовольство, потерпели неудачу. Лишь в немногих оппозиционных кн-вах (Сацума, Тёсю, Сага, Тоса, Мито) реформы, несмотря на ограниченность, имели успех. Это укрепило базу антиправительств. движения. Его идеологич. основу составила развивавшаяся с 18 в. националистич. школа "вагаку" с ее идеями восстановления императорской власти, возрождения старины и синтоизма; ее крупнейшими представителями были Мабути Камо, Норинага Мотоори и Дзодзан Сакума (1811-64). Это направление противостояло офиц. идеологии — конфуцианству и связанной с ним в области культуры и науки т. н. кит. школе ("кангаку").

=====

Возросло влияние также и сторонников европ. культуры (именовавшихся сначала голландской школой — "рангаку"), к-рые добились значит, научных успехов.

=====

Внутриполитич. кризис в Я. обострился в 50-60-х гг. 19 в. в связи с тем, что Я. под давлением США и европ. гос-в была вынуждена отказаться от политики самоизоляции. Послав в Я. эскадру М. Перри, США добились по Канагавскому договору 1854 открытия портов Симода и Хакодате для иностр. кораблей. В том же году был заключен аналогичный договор с Англией. В 1855 подписан первый рус.-япон. договор (в Симода) о торговле и границах (в части, касающейся терр. размежевания, были затем внесены изменения по договору 1875) — см. Русско-японские договоры. В 1858 были подписаны Я. торговые договоры, предоставлявшие особые привилегии США, Голландии, России, Англии и Франции. Договоры, заключенные США и европ. державами с Я. в 1854-58 (см. Ансэйские договоры), включали Я. в мировой рынок. Рост внеш. торговли вел к подрыву монополии торг. гильдий и развитию свободной торговли, к разрушению домашней пром-сти и разорению ремесленников, способствовал ускорению разделения труда и образования всеяпон. рынка. Конкуренция и ввоз европ. машин и оборудования дали толчок повышению технич. уровня произ-ва. Вместе с тем иностр. вмешательство привело к затяжному экономич. кризису и к грабежу Я. (путем неэквивалентного обмена, спекуляции на курсе золота и серебра и пр.).

=====

Существ, роль в развитии внутриполитич. кризиса сыграли нар. выступления, являвшиеся гл. силой, разрушавшей феод. режим Токугава. За 1864-67 произошло 80 крест. и 16 гор. выступлений.

=====

В основе внутриполитич. кризиса в Я. в 50-60-х гг. 19 в. лежало нараставшее быстрыми темпами экономич. и политич. разложение феод. системы. В стране сложилась революц. ситуация в результате тесного переплетения антифеод. движения с нац.-освободит. борьбой против проникновения иностр. держав.

=====

Незавершенная бурж. революция 1867-68. Промышленный капитализм (1868 — конец 19 в.). В 1867-1868 в Я. произошла бурж. революция (см. Мэйдзи исин). Против сёгуната выступили 3 осн. силы: широкие массы крестьянства и гор. бедноты, торгово-пром. буржуазия и низшие слои радикально настроенного дворянства, мн. представители к-рого занимались торгово-предпринимат. деятельностью и смыкались по своему положению и мировоззрению с буржуазией. К ним примыкали в стремлении покончить с правлением сёгуна придворная аристократия и оппозиционные крупные феодалы, среди к-рых руководящую роль играли лидеры юго-зап. кн-в Сацума, Тёсю, Тоса и Хидзен, где особенно далеко зашел процесс разложения феодализма.

=====

Борьба крест. масс и гор. низов явилась той решающей силой, к-рая подточила устои сёгуната и привела в конечном счете к его ликвидации. Однако стихийность, раздробленность и неорганизованность нар. движения в сочетании со слабостью буржуазии в Я. привели к тому, что у руководства антисёгунским движением оказались умеренно-радикальные элементы, тесно связанные с императорским двором и оппозиционной феод. верхушкой, что в конечном счете обусловило незавершенность революции 1867-68.

=====

29 окт. 1867 лидеры оппозиции вручили сёгуну Кэйки требование о немедленном возвращении верховной власти императору. 8 ноября по их настоянию 15-летний император Муцухито подписал рескрипт об отстранении Кэйки от власти. Сёгун заявил, что он готов согласиться с этим решением, рассчитывая сохранить в своих руках громадные зем. владения и обеспечить себе руководящую роль в новом пр-ве.

=====

Антисёгунская оппозиция, опираясь на собранные в императорской столице Киото войска, потребовала принятия более решительных мер против сёгуна. 3 янв. 1868 от имени императора были провозглашены рескрипты о лишении Кэйки всех политич. прерогатив и реставрации императорской власти, а также о создании нового пр-ва. Сёгуну было предложено передать императору казну и все зем. владения.

=====

Стремясь удержать власть, сёгун двинул верные ему войска против Киото, но в битвах при Фусими и Тоба 27-30 янв. 1868 потерпел сокрушительное поражение. Войска оппозиционной группировки по

В других словарях



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте