Новая философская энциклопедия

АШ'АРИ

АШ‘АРӢ Абӯ ал-Х̣асан ‘Алӣ Ибн Исмā‘ил, ал (873, Басра – 935, Багдад) – арабо-мусульманский религиозный философ, основатель и эпоним ашаритской школы калама [КАЛАМ]. Учился у своего отчима ал-Джуббā’ӣ (ум. 915), главы мутазилитов Басры. В 912–13 порвал с мутазилизмом, стремясь развивать калам в приемлемой для богословов-традиционалистов (’ахл ал-х̣адӣс̱) форме. Некоторое время спустя ал-Аш‘арӣ переехал в Багдад, где и прожил до своей кончины.

Из творческого наследия ал-Аш‘арӣ (ок. 100 сочинений) сохранилось лишь 6 произведений: большая доксографическая книга «Учения мусульман» («Мак̣āлāт ал-ислāмиййӣн»); «Послание к жителям прифронтового Бāб ал-абвāб [Дербент]» («Рисāла илā ’ахл aс̱-с̱аг̣р би-Бāб ал-абвāб»), содержащее краткое изложение теологического учения ал-Аш‘арӣи составленное, по-видимому, вскоре после его разрыва с мутазилизмом; «Очерки» («ал-Лума‘») – небольшой теологический трактат; «Вера» («ал-'Йман») – краткое сочинение о природе веры; «Разъяснение основ веры» («ал-Ибāна ‘ан ’ус̣ӯл ад-дийāна») – полемико-апологетический труд, написанный в традиционном духе и имеющий целью демонстрацию «правоверия» ал-Аш‘арӣперед ханбалитами, отказывавшимися признавать его приверженцем традиционалистской доктрины (этот факт, а также отсутствие упоминания о данном труде в авторитетных списках работ ал-Аш‘арӣ, служат доводами в пользу тезиса о его неаутентичности); «Одобрение занятия каламом» («Истих̣с̄н ал-х̱ауд̣ фӣ ‘илм ал-калāм», в некоторых списках фигурирует как «ал-X̣aс̱с̱ ‘алā ал-бах̣с̱»), посвященное легализации философского дискурса и направленное против ревностных традиционалистов. Тонкие теоретические построения ал-Аш‘арӣ, а также его эпистемологические, онтологические и натурфилософские воззрения стали доступными лишь совсем недавно – после опубликования (Бейрут, 1987) Д.Жимаре сочинения Ибн Фурака, ученика ал-Аш‘арӣ, «Изложение учений ал-Аш‘арӣ», в котором приводятся фрагменты из многих не дошедших до нас его работ.

Сочинения:

1. The Theology of al-Ash’ari: the Arabic texts of al-Ash’ari’s Kitab al-Luma’ and Risalat Istihsan al-Khawd fi ‘ilm al-Kalam, with briefly annotated translations. Beyrouth, 1953;

2. Ал-Aшapu. О чем говорили люди ислама и в чем разошлись творившие молитву (фрагменты), пер. А.В.Смирнова. – В кн.: Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997;

3. Абу-л-Хасан ал-Ашари. Одобрение занятия каламом, введение, пер. с араб. и комм. Т.Ибрагима. – В кн.: Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. М., 1998.

Литература:

1. Gimaret D. La doctrine d’al-Ash‘ari. P., 1990.

T.Ибрагим



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте