Музыкальная энциклопедия

Ave Maria

(аве Мария, лат. — привет тебе, Мария) — муз. произв., написанное на текст одноим. католич. гимна или на свободный текст, включающий обращение к деве Марии.

Текст католич. гимна А. М. (его названием служат первые слова) представляет собой приветствие архангела Гавриила деве Марии при благовещении (канонизирован на Тридентском соборе, 1545-63).

Первые муз. произв. на текст А. М. написаны ещё до его канонизации, в нач. 16 в., франц. композитором Ж. Мутоном и др. Традиционной формой муз. воплощения гимна в 16-17 вв. был многогол. мотет a cappella, с развитой полифонией, как правило, имитационного склада. Из текста А. М. в мотете использовалась обычно лишь его начальная фраза. Мелодия на этот текст выполняла в мотете роль cantus firmus 'a. Наиболее известные мотеты на слова А. М. принадлежат франко-фламандским композиторам Жоскену Депре и Я. Аркадельту. Такие сочинения использовались в католич. службе в дни праздников, посв. деве Марии.

В 19-20 вв. сочинения под назв. А. М. более разнообразны по жанру. Это гл. обр. светские композиции. Иногда они написаны на новый, не канонич. текст, из к-рого сохраняется лишь обращение к деве Марии. В их числе арии и песни для голоса с инстр. сопровождением Ф. Шуберта, Л. Керубини, Ш. Гуно (в качестве сопровождения Керубини и Гуно использовали прелюдию C-dur из т. 1 "Хорошо темперированного клавира" И. С. Баха), Э. Вила Лобоса, хоры a cappella и с оркестром Ю. Эльснера, И. Брамса, А. Брукнера, Дж. Верди, И. Стравинского. А. М. включена в качестве эпизода в оперу "Отелло" Верди.

Один из ранних образцов гомофонно-гармонич. воплощения традиц. текста представляет А. М. Д. С. Бортнянского для 2 женских голосов в сопровождении струн. инструментов и 2 валторн (1775). Вок.-симф. фреска А. М. для хора, чтеца и оркестра на антиклерикальный поэтич. текст М. Танка (в переводе В. М. Татаринова) принадлежит сов. композитору А. Г. Флярковскому (1967).

А. Г. Юсфин.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте