Мифологическая энциклопедия

БАЛЬДР

(др.-исл. Baldr, «господин»)

в скандинавской мифологии юный бог из асов. Б. — любимый сын Одина и Фригг, брат Хермода, муж Нанны, отец Форсети. Б. прекрасен, светел, благостен; его ресницы сравнивают с белоснежными растениями. Он живет в Асгарде, в чертоге Брейдаблик, где не допускаются дурные поступки. Б. называют мудрым и смелым, однако фактически он является пассивным, страдающим божеством, по-видимому, культовой жертвой.Отчетливых следов мифа о Б. у континентальных германцев нет. Попытка немецкого ученого Ф. Генцмера усмотреть намеки на миф о Б. в т. н. Втором мерзебургском заклинании недоказательна. Имеется гипотеза немецкого исследователя О. Хефлера об изображении Б. в южноскандинавских наскальных рисунках эпохи бронзы. Однако явно отраженный в скандинавском мифе о Б. обычай сожжения мертвеца в ладье относится к позднему железному веку.Миф о Б. в основном известен по «Прорицанию вельвы» («Старшая Эдда») и особенно по стихотворению эддического стиля «Сны Бальдра» (иначе — «Песнь о Вегтаме»), включаемому как дополнительная песнь в «Старшую Эдду», а также по «Младшей Эдде», где имеется связный прозаический рассказ о Б. Согласно мифу, юному Б. стали сниться зловещие сны, предвещавшие угрозу для его жизни. Узнав об этом, боги собираются на совет и решают оградить Б. от всяких опасностей. Один отправляется в хель (царство мертвых) узнать судьбу Б. от вельвы (провидицы); пробужденная Одином от смертного сна вельва предсказывает, что Б. умрет от руки слепого бога Хеда. Фригг взяла клятву со всех вещей и существ — с огня и воды, железа и других металлов, камней, земли, деревьев, болезней, зверей, птиц, яда змей, — что они не принесут вреда Б.; клятвы она не взяла только с ничтожного побега омелы. Однажды, когда боги забавлялись стрельбой в ставшего неуязвимым Б., злокозненный Локи (выведавший хитростью у Фригг, что омела клятвы не давала) подсовывает прут из омелы слепому богу Хеду, и тот убивает Б. («Младшая Эдда»). «Прорицание вельвы» также сообщает о том, что Хед убил Б. прутом из омелы, но умалчивает о роли Локи (только упоминание о последовавшем за этим наказании Локи богами указывает, по-видимому, на то, что роль Локи в убийстве Б. известна и этому источнику). Боги поднимают тело Б., переносят к морю и кладут на ладью, называвшуюся Хрингхорни (ее удается столкнуть в воду только великанше Хюрроккин); Б. сожжен в ладье. В «Речах Вафтруднира» из «Старшей Эдды» упоминается еще о тайном слове, которое Один сказал на ухо своему мертвому сыну Б., когда тот лежал на костре. Нанна умирает от горя, и ее кладут в погребальный костер Б., так же как и коня Б., и золотое кольцо Одина Драупнир.Вали («однодневный» сын Одина и Ринд) мстит Хеду за убийство Б. («Прорицание вельвы», «Сын Бальдра»), а Хермод, брат Б., отправляется на коне Одина Слейпнире в царство мертвых (хель) с целью освобождения Б. («Младшая Эдда»); хозяйка Хель согласна отпустить Б., но при условии, что все живое и мертвое в мире будет его оплакивать. Плачут все, кроме великанши Текк, обличье которой принял тот же Локи, и Б. остается в хель. Боги наказывают Локи, виновника гибели Б.Миф о смерти Б. является своеобразным введением к скандинавскому эсхатологическому циклу — смерть его служит как бы предвестием гибели богов и всего мира (см. РАГНАРЕК). В обновленном мире, который возникнет после гибели старого, вернувшийся к жизни Б. примиряется со своим убийцей Хедом, тоже ожившим ("Прорицание вельвы ").Своеобразный отголосок мифа о Б. в форме героического сказания имеется в «Деяниях датчан» Саксона Грамматика. У него Б. (Balderus) — полубог. Увидев во время купания Нанну — сводную сестру Хеда (Hotherus), Б. влюбляется в нее. Хед сам любит Нанну и женится на ней, но Б. преследует его. Чтобы убить Б., Хед достает меч Мимминг и, по совету лесной девы, чудесную пищу из змеиного яда и пояс, дающий победу. Хед смертельно ранит Б.; его хоронят в холме. Предсказатель финн пророчит Одину, что за Б. отмстит сын богини Ринд, которого она родит от Одина; пророчество сбывается.Ученые-мифологи 19 в. видели в Б. солнечного бога, борющегося с тьмой. Немецкие филологи Г. Неккель, Ф. Р. Шредер, Г. Хемпель и некоторые другие находили в мифе о Б. точки соприкосновения со скандинавскими ваническими культами плодородия (см. ВАНЫ) и косвенное воздействие восточных мистериальных культов «умирающего и воскресающего» бога растительности (Таммуза, Диониса, Адониса и особенно Аттиса), а норвежец С. Бугге — варварское отражение мифа о Христе. В соответствии с теорией Дж. Фрейзера о царе-маге, периодически умерщвляемом или выставляющем вместо себя жертву-заместителя (ритуал обновления королевской власти), Б. X. Кауфман, а позднее О. Хефлер видели в Б. королевскую жертву; Хефлер аналогичную Б. жертву видел и в образе Хельги. Голландский германист Ян де Фрис (связывавший Б., как и названные выше авторы, с мифологией Одина) видел здесь миф о появлении смерти как первого жертвоприношения и отражение возникновения обычая сжигания трупов, а также известное отражение воинских инициации. Хеда он считает ипостасью Одина, а убийство Б. — жертвоприношением Одину. В новейшее время ритуальный характер драмы Б. аргументировали французский мифолог Ж. Дюмезиль и шведский филолог Ф. Стрем, в то время как шведская исследовательница А. Б. Рут рассматривает миф о Б. как конгломерат различных мотивов, сложившийся частично под влиянием ирландской традиции, знающей мотивы слепого убийцы, гибельного оружия из магического растения, несчастного выстрела (убийство Лугом своего деда Балора и др.). Вслед за немецким ученым фон дер Лайеном и финским филологом К. Кроном Рут допускает также воздействие еврейской талмудической легенды о кочерыжке (Иисуса не могут повесить, т. к. он заговорил все деревья; Иуда указывает на огромный капустный стебель).Нельзя полностью исключить связи мифа о Б. с культами плодородия и древневосточными мифами, а тем более христианских влияний. Однако, в отличие от ванов, Б. несомненно относится к мифологии Одина. В своей основе миф о Б. скорее всего представляет собой миф о первой смерти, осложненный мотивами воинских инициаций (характерны имена: Baldr — господин, Hoðr — боец, Hermoðr — мужественный). Возможно, что Хед — «убийца рукой» (handbani) Бальдра — ипостась самого Одина; в известном смысле и Локи — его «убийца советом» (raðbani) также является «двойником» Одина. Весьма существенное отличие истории Б. от других сюжетов скандинавской мифологии, получивших повествовательную разработку, заключается в том, что здесь изображается не борьба с внешними силами, а драматическая коллизия внутри общины асов. Это связано и с культовыми корнями сказания о Б., и с тем, что оно включилось в традицию скандинавского мифологического эпоса на более позднем, чем другие сюжеты, этапе.Лит.: Neckel G„ Die Überlieferungen vom Gotte Balder, Dortmund, 1920; Kauffmann B. Н., Balder. Mythus und Saga, Stockholm, 1902; Schröder F. R., Germanentum und Hellenismus, Heidelberg, 1924; Hempel H„ Hellenistisch-orlentalisches Lehngut In der germanischen Religion, «Germanisch-romaniache Monatschrift», 1928, Bd 16, Н. 5-6; Höfler О., Germanisches Sakralkönigtum, Tübingen, 1952;Vries Ian de, Der Mythos von Balders Tod. «Arkiv för nordisk filologi., 1955, v. 70. E. М. Мелетинский.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте