Музыкальная энциклопедия

Бас

(итал. basso — низкий; франц. basse; англ. bass).

1) Самый низкий мужской голос. Различают высокий, или певучий, Б. (итал. basso cantante) и низкий, или глубокий, Б. (итал. basso profundo), в оперном исполнительстве — характерный, комич. Б. (итал. basso buffo). Высокий Б. бывает двух типов: лирический — более мягкий и драматич.- более сильный; диапазон лирич. баса — G-f1, драматич. — F-е1. Для высоких Б. характерны сила и мощь на верхних звуках и более слабое звучание низких звуков. Низкий Б. (в рус. хор. пении его наз. "центральным") отличает глубокое, полное звучание в низком регистре и напряжённое — в верхнем; диапазон его — (С, D)E — d1(е1). В числе наиболее ярких оперных партий для высокого (певучего) Б. — Вотан ("Валькирия"), Сусанин, Борис Годунов, Досифей, Кончак, Кутузов, для низкого (глубокого) Б. — Зарастро ("Волшебная флейта"), Осмин ("Похищение из сераля" Моцарта), Фафнер ("Зигфрид"), для комич. Б. — Бартоло ("Севильский цирюльник"), Джероламо ("Тайный брак" Чимарозы), Фарлаф. Высокий и низкий Б. образуют басовую группу голосов и в хоре исполняют партию вторых басов (партию первых басов исполняют баритоны, к к-рым иногда присоединяются лирич. басы). В рус. хорах встречается особый, самый низкий вид басов — басы-октависты с диапазоном (А1) В1 — a (с1); голоса октавистов особенно красиво звучат в хорах a cappella. Б.-баритон — см. Баритон.

2) Самая низкая партия многогол. муз. произв.

3) Б. цифрованный (basso continuo) — см. Генерал-бас.

4) Муз. инструменты низкого регистра — туба -бас, контрабас и т. п., а также нар. виолончель — басоля (Украина) и басетля (Белоруссия).

И. Г. Лицвенко.

В других словарях



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте