Социологический словарь

БЕНЕДИКТ

Бенедикт (Benedict) Рут Фултон (1887-1948) — американский культурантрополог, виднейший (вместе с Кардинером, Линтоном, Сепиром, М. Мид и Дюбуа) представитель этнопсихологического направления ("культура и личность") в американской антропологии. В 1921-23 Бенедикт изучает под руководством Боаса в Колумбийском университете культурную антропологию. В 1923 защищает докторскую диссертацию "Представления американских индейцев о духах-оберегах". С 1923 до конца жизни Бенедикт преподавала в Колумбийском университете, где в 1936 сменила Боаса в должности декана отделения антропологии. В 1947 Бенедикт избирается Председателем Американской антропологической ассоциации. За несколько месяцев до смерти становится профессором Колумбийского университета.

Первый этап антропологической деятельности Бенедикт связан с полевыми исследованиями в резервации североамериканских индейцев, по резултьтатам которых она опубликовала в 1935 монографию "Мифология зунья". Полученные во время полевых работ материалы часто использовались Бенедикт в ее работах в начале 30-х гг. Этнопсихологическое направление признавало первичным в каждой культуре личность и особенности ее психики (психологический детерминизм). Бенедикт, как и другие исследователи этого направления, широко использовала концепции Фрейда. В статье "Конфигурации культуры" (1923) она воспользовалась ницшеанской дифференциацией культур на "аполлоновский" и "дионисийский" типы и утверждала, что межкультурные различия объясняются прежде всего различиями в индивидуальной психологии, поскольку культуры — это "индивидуальная психология, отраженная на большом экране". В статье "Антропология и анормальное" (1934) Бенедикт, развивая идеи Фрейда, рассматривала культуры различных народов как проявления специфически присущих им психопатологий.

В своем главном общетеоретическом труде "Модели культуры" (1935) Бенедикт вышла за рамки психологизма, предприняв попытку синтезировать антропологический, социологический и психологический подходы к феномену культуры. Она отстаивала культурно-релятивистский принцип, согласно которому каждое явление культуры может быть адекватно понято только в общем контексте данной культуры. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, Бенедикт в то же время признавала, что между обществом и индивидом существует тесная взаимосвязь, и личность следует изучать в системе этой взаимосвязи. Концепция культурного релятивизма была использована ею для критики фашистских идей в работах начала 40-х гг.

В годы войны по заданию Службы военной информации США Бенедикт занялась изучением япон. нац. психологии, чтобы создать своеобразное руководство для американских военных и гражданских чиновников после оккупации Японии. Бенедикт широко использовала разработанную ею технику "дистанционного изучения культуры" (анализ научной и художественной литературы, дневников военнопленных, просмотр японских кинофильмов, интервьюирование проживающих в США японцев). Бенедикт никогда не была в Японии и не знала японского языка.

На основе собранных материалов написала знаменитую книгу "Хризантема и меч" (1946). В ней с культурно-релятивистских позиций японская культура рассматривается как иерархическая по своей сути, что предполагает точное знание каждым членом общества своего места в нем и своей роли. Бенедикт типологизирует японскую культуру стыда, противопоставляя ее западной, прежде всего американской, культуре вины с этическим акцентом на божественных заповедях. Бенедикт уделила особое внимание японской концепциям "он" (милость, благодеяние) и "гири" (долг), воспитанию детей в семьях. Несмотря на то что "Хризантема и меч" получила неоднозначную оценку в Японии и на Западе (Бенедикт упрекали в антиисторизме, западном этно-центризме, в том, что она нарисовала портрет не японца, а японского военнопленного), она стала классической работой зарубежного японоведения и культурной антропологии в целом, работой, к которой до сих пор постоянно обращаются исследователи. Ученики Бенедикт — М. Мид, Р. Метро, М. Вольфенштейн — широко использовали и углубили разработанную Б. технику "дистанционного изучения культуры".

Соч.: Configurations of Culture in North America // American Anthropologist. Menasha, 1932. Vol. 34. N 1; Anthropology and the Abnormal // Journal of General Psychology. Worcester, 1934. Vol. 10. N 1; Zuni Mythology. V.1-2. N.Y., 1935; Patterns of Culture. Boston, 1959; Race:Science and Politics. N.Y., 1940, 1959; The Races of Mankind (with G.Weltfish). N.Y., 1943; The Chrysanthemum and the Sword: Patterns of Japanese culture. Boston, 1946;Хризантема и меч // Хризантема и меч: Антология культурной антропологии. М., 1998; Модели культуры// Там же.Лит.: An Anthropologist at Work; Writings of Ruth Benedict. Ed. by М. Mead. Boston, 1959; N.Y., 1966. Mead М. Ruth Benedict. N.Y., L., 1974; Modell J.S. Ruth Benedict: Patterns of a Life. Phil., 1983; [Библиогр) // American Anthropologist. Menasha, 1949. Vol. 51. N 3.M.H. Корнилов



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте