Новая философская энциклопедия

БЕРЕНГАР ТУРСКИЙ

БЕРЕНГАР ТУРСКИЙ (Berengarius Turonensis, Berenger de Tours) (ок. 999, вероятно, Typ – 10 января 1088, монастырь св. Космы вблизи Тура) – философ и богослов, известный главным образом участием в евхаристических спорах 11 в. Учился у Фульбера в Шартре; после 1029 – каноник кафедрального собора в Туре и глава школы св. Мартина.

Беренгар утверждал, что при познании истины человеку следует прибегать к разуму, а не к авторитету. Принципы же разума – логические принципы, и потому законы логики можно применить ко всему, в т.ч. к разбору догматов и таинств.

В сочинении «О причастии против Ланфранка» (De sacra coena adversus Lanfrancum) Беренгар дает рациональное толкование христианского учения о таинстве причастия, отвергая принятую католической церковью доктрину пресуществления. Согласно Беренгару, хлеб и вино после освящения в литургии становятся телом и кровью Христа не реально, но символически. Он считал невозможным изменение субстанции без соответствующего изменения акциденций. Исходя из неотделимости акциденций от субстанции, он утверждает, что если в таинстве причастия после освящения акциденции хлеба продолжают существовать, то должна оставаться и его субстанция. Поэтому действием освящения, по Беренгару, к существующей форме хлеба добавляется форма божественного тела Христова, оказывающая просветляющее действие в душах верующих.

Дискуссия Беренгара с Ланфранком – один из ранних образцов применения схоластического метода, когда логико-грамматические аргументы становятся определяющими. Принцип, что невозможно утверждение, в котором понятие-субъект вступает в противоречие с понятиями-предикатами, – в этом случае предикаты как бы уничтожают субъект, – Беренгар применяет к словам освящения в литургии «Сие (при этом указывается на хлеб благодарения) есть Тело Мое». Поскольку, как считали тогдашние грамматики, местоимение подставляется вместо субстанции вещи, то местоимение «сие» указывает на субстанцию хлеба, сохраняющуюся неизменной. В противовес этому Ланфранк использует аристотелевские категории субстанции и акциденций, чтобы описать изменения, происходящие в таинстве евхаристии с хлебом и вином. По его мнению, субстанция хлеба прекращает свое существование со словами освящения и в силу этих слов. Т.о. в утверждении «Сие есть Тело Мое» субъект высказывания (субстанция хлеба) как раз и был бы уничтожен предикатом.

Постулат Беренгара о неотделимости акциденций от субстанции связан с допущением реального существования только единичных субстанций, слитых со всеми своими акциденциями, и отрицанием существования универсалий, т.е. общих для многих индивидов сущностей как некоторой самостоятельной реальности. Эти идеи Беренгара близки к номинализму, позднее сформулированному Росцелином. Учение Беренгара было осуждено католической церковью, и он был принужден дважды (на Латеранском соборе 1059 и на соборе в Пуатье 1076) против воли отказываться от своих воззрений на причастие.

Сочинения:

1. Berengarii Turonensis De Sacra Coena adversus Lanfrancum, hrsg. von A. F. und F.Th. Vischer. В., 1834;

2. Berengarius Turonensis oder eine Sammlung ihn betreffender Briefe, hrsg. von H.Sudendorf. Hamb.–Gotha, 1850.

Литература:

1. Heitz Th. Essai historique sur les rapports entre la philosophie et la foi de Berènger de Tours à S.Thomas d’Aquin. P., 1909;

2. Geiselmann J.R. Die Eucharistielehre der Vorscholastik. Paderborn, 1926;

3. McDonald A.J. Berengar and the Reform of Sacramental Doctrine. L., 1930 (repr. 1977);

4. Morin G. Berènger contre Berènger. –  «Recherches de théologie ancienne et médiévale». Louvain, 4 (1932), p. 109–133.

Б.П.Гайденко



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте