Новая философская энциклопедия

БЕРНАРД КЛЕРВОСКИЙ

БЕРНАРД КЛЕРВОСКИЙ (Bernardus abbas Clarae Valus, Bernard de Clairvaux), (1090, Фонтен, Бургундия – 1153, Клерво) – деятель Католической церкви, мистик, богослов, христианский неоплатоник. Происходил из знатной аристократической семьи. Учился в шатильонской школе клириков, решив обратиться к монашеской жизни,· собрал вокруг себя ок. 30 человек единомышленников и в 1112 вступил в монастырь Сито. В 1115 с несколькими монахами основал монастырь Клерво, аббатом которого оставался до конца жизни. С 1118 принимал активное участие в основании цистерцианских монастырей, число которых в Европе к 1153 достигло 63. Религиозное подвижничество и неутомимая энергия способствовали росту авторитета Бернарда Клервоского не только внутри ордена, но и за его пределами: он выступал за регламентирование жизни клира, возвращение к идеалам бедности и целомудрия; последовательно отстаивая интересы церкви и папства, тем не менее активно вмешивался в дела не только папской курии, но и королевской власти, вызывая порой их недовольство. Сторонник «воинствующей» церкви, он стал одним из вдохновителей 2-го крестового похода, принимал непосредственное участие в церковных осуждениях Арнольда Брешианского, Гильберта Порретанского [ГИЛЬБЕРТ ПОРРЕТАНСКИЙ], а также Абеляра [АБЕЛЯР]. В 1174 был канонизирован Католической церковью.

Из многочисленных сочинений Бернарда Клервоского (трактатов, проповедей, писем) наиболее известны «О любви к Богу» (De diligendo Dei), «О благодати и свободном выборе» (De gratia et libera arbitrio), «О созерцании» (De consideratione), «О восхвалении Девы» (De Laudibus Virginia), комментарий на библейскую «Песнь песней». Тема богословско-философских размышлений Бернарда – пути соединения человека с Богом; любовь к Богу, пройдя двенадцать ступеней развития, завершается экстатическим слиянием души с Богом в мистическом созерцании. В трактате «О благодати и свободном выборе» Бернард продолжает обсуждение вопроса, поставленного Августином [АВГУСТИН]. Согласно Бернарду, свободный выбор человека (liberum arbitxium) всегда соотносится с разумом, направляющим волю человека к благу и помогающим ему избегать страстей. Три вида свободы составляют основу свободного выбора: свобода от необходимости (libertas a necessitate), выделяющая человека как существо с бессмертной дущой и разумом среди других творений; свобода благодати (libertas gratiae), или свобода от греха, которая может вернуть человека к его первоначальной невинности; свобода от страдания (libertas a miseria), или свобода жизни, дающая человеку возможность преодолеть греховность настолько, чтобы стало невозможным грешить. Сочинения Бернарда оказали влияние на средневековых богословов – прежде всего Бонавентуру [БОНАВЕНТУРА]и других мыслителей августинианского направления.

Сочинения:

1. MPL, t. 182–185;

2. Sämtliche Werke, Bd. 1–2. Innsbruck, 1991–92;

3. в рус. пер.: О благодати и свободе воли. – В кн.: Средние века, 45. М., 1982, с. 265–297.

Литература:

1. Браг Р. Антропология смирения. – «ВФ», 1999, № 5;

2. Gilson Ε. La théologie mystique de St. Bernard. P., 1934;

3. Vallery-Radot. Bernard de Fontaines: Abbé de Clairvaux, 2 vol., 1963–69;

4. Saint Bernard et la philosophie, ed. R.Brague. P., 1993.

О.В.Голова



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте