Большая советская энциклопедия

Берни

I

Бе́рни (Berni)

Антонио (p. 14.5.1905, Росарио), аргентинский живописец. В 1930-х гг. — один из основоположников «нового реализма» в Аргентине. совместно с Д. Сикейросом (в 1934) и аргентинскими художниками Х. К. Кастаньино, Л. Э. Спилимберго и др. выполнил ряд росписей в Буэнос-Айресе и Нью-Йорке, главным образом на темы жизни и истории аргентинского народа. В картине «Полночь над миром» (конец 30-х гг.) создал величественный образ народного мужества и скорби, навеянный гражданской войной в Испании. В середине 20 в. испытал влияние модернизма.

Лит.: Pla R., Antonio Berni, B.Aires,1945.

А. Берни. «Новый чикагский спортивный клуб». 1937. Музей современного искусства. Нью-Йорк.

II

Бе́рни (Berni)

Франческо (около 1497, Лампореккьо, Валь-ди-Ньеволе, — 26.5.1535, Флоренция), итальянский поэт-сатирик. В своей переделке поэмы М. Боярдо «Влюблённый Роланд» Б. выступил против завоевателей Италии. Снижая героику, он высмеивал фантастические образы рыцарских романов. Б. создал особый пародийный жанр — «бернеско». В своих сатирах, написанных терцинами (т. н. капитоли), Б. в возвышенном стиле говорил о предметах обыденных или низменных, нагромождал противоречивые образы в духе поэзии барокко. Б. — зачинатель жанра герои-комической поэмы, получившей развитие в литературе 17—18 вв. В сатирических сонетах нападал на пап, тиранов, ханжей.

Соч: Poesie е prose, Gen.—Firenze, 1934; в рус. пер.—Хрестоматия по зарубежной литературе. Эпоха Возрождения, т. 1, составитель Б. И. Пуришев, М., 1959.

Лит.: Де Санкт и с Ф., История итальянской литературы, т. 1—2, М., 1963—64.

И. Н. Голенищев-Кутузов.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте