Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму

БХАГАВАТ

Первоначально, в Ведах, — эпитет, синонимичный слову "бхага " в значении "Владеющий долей", "Способный одарить долей", что в контексте прошений, обращаемых к божеству, имело смысл "щедрый", "милостивый". Постепенно превращается в постоянный эпитет гл. обр. таких богов, к-рые мыслились ведающими личной судьбой человека (Бхага, Дхатар). С первых шагов индуизма становится эпитетом его великих богов: Вишну и Шивы (напр., Швет. уп. III. 11: "бхагават... Шива"), но только в вишнуизме приобретает характер одного из осн. имен верховного бога (см. БХАГАВАТИЗМ); в переводах осн. религ.-философских текстов индуизма передается обычно как "Господь" (напр., "Бхагавадгита" — "Песнь Господа"). Пара терминов — "Б. " и "бхакта" — первоначально означала, по-видимому, личного бога, посылающего человеку его судьбу, и самого этого человека как "наделенного (судьбой)", реципиента судьбы. Со временем контекстуальное осмысление этих терминов резко изменилось: "бхакта" стало обозначать адепта, исполненного самозабвенной любви к богу, а "Б." — самого бога, являющегося объектом этой любви.

Я. Васильков



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте