Новая философская энциклопедия

БХАСКАРА

БХАСКАРА (Bh āskara) (8 в.) – представитель школы веданта [ВЕДАНТА], сторонник доктрины бхеда-абхеда [БХЕДА-АБХЕДА](тождества-и-различия). Его основное произведение – Комментарий на «Брахма-сутры» – явилось одним из первых полемических выступлений против адвайта-веданты [АДВАЙТА-ВЕДАНТА]и во многом предвосхитило критическую аргументацию вишнуитского направления веданты (Рамануджа, Валлабха, Мадхва и др.). Согласно Бхаскаре, Брахман [БРАХМАН], составляющий «материальную» и «действующую» причину мира, реально развертывается в мир благодаря своим внутренним потенциям (шакти): посредством «бхогья-шакти» он превращается в объекты, а посредством «бхоктри-шакти» – в отдельные души. Вместе с тем Брахман не исчерпывается этой трансформацией, его сущность остается трансцендентной миру и не затронутой изменениями. В своей трансцендентной ипостаси это «лишенный формы» Брахман; вместе с тем он вечен, всеведущ и всемогущ, т.к. это основные, неотъемлемые качества, составляющие его природу. Душа по своей сущности тождественна Брахману, однако, в отличие от адвайты, она рассматривается лишь как его часть, является действующим и познающим субъектом и атомарна по размеру. Состояние перерождения и связанные с этим страдания обусловлены неведением (авидьей) – заблуждением самой души, из-за которого она не может вернуться к Брахману. Бхаскара активно выступал против отождествления авидьи с майей [МАЙЯ], считая концепцию майи у Шанкары [ШАНКАРА]близкой по духу буддийским воззрениям. В системе Бхаскары различаются два вида знания: «джняна» – объектное знание, возникающее в результате активности органов чувств, и «чайтанья» – вечное самосознание, направленное на Атман [АТМАН].В отличие от адвайты и санкхьи [САНКХЬЯ], достижение высшего знания здесь не считается тождественным освобождению, а объектное знание рассматривается не как искаженная, неполная форма высшего знания, но как совершенно иной способ познания. По Бхаскаре, для достижения освобождения, т.е. реализации тождества души с Брахманом, необходима страстная привязанность (paгa) души к Богу, находящая выражение в ритуальном почитании (самадхарана) и преданности (бхакти), причем, в отличие от позднейших ведантистов вишнуитского направления, Бхаскара трактует бхакти не как любовь, но как постоянную медитацию (дхьяна) на трансцендентную сущность Брахмана. Считая ведийские предписания обязательными для человека, Бхаскара выступал против представления Шанкары о том, что они составляют лишь одно из предварительных условий освобождения, а также против концепции «освобождения при жизни» (дживанмукти).

Сочинения:

1. Brahmasыtra with a Commentary by Bhāskar āch ārya, ed. by Vindhyeњvari Pras āda Dvivedin. Benares, 1915.

Литература:

1.  Dasgupta S.A History of Indian Philosophy, v. 3. Cambr., 1925;

2. Ruping K.Studien zur Frьhgeschichte der Vedanta-Philosophie, Tl. 1. Philologische Untersuchungen zu den Brahmasыtra-Kommentaren des Њaokara und des Bh āskara. Wiesbaden, 1977.

H.В.Исаева



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте