Советская историческая энциклопедия

БРАХМАНИЗМ

Религия Др. Индии, возникшая в период складывания рабовладельч. отношений в первые века 1-го тыс. до н. э. Б. развился из ведической религии, от к-рой унаследовал анимистич. и тотемистич. воззрения и многобожие. Верховные божества Б.: Брахма — творец Вселенной, Вишну — сохранитель и Шива — разрушитель.

=====

В основе вероучения Б. лежало представление об одушевленности природы и о перерождении всех живых существ. Возрождение души в той или иной новой телесной оболочке, согласно созданному жрецами учению о воздаяний (карма), происходит в зависимости от добродетельности или греховности предшеств. жизни; в первом случае душа возрождается в теле человека более высокого обществ. положения или даже небожителя, во втором — низкого обществ. положения или даже в животном или растении. Определяющим для оценки добродетельности или греховности поведения человека было выполнение или нарушение им дхармы — закона образа жизни, установленного якобы самим богом Брахмой. Для трудящегося и порабощенного основным в дхарме были безропотный труд и покорность. Б. освящал обществ. неравенство, объявляя деление общества на варны, установлением самих богов. Б. освящал гос-во как учрежденный богами институт, а высших носителей власти — царей — объявлял богами в человеч. облике.

=====

В Б. уделялось решающее значение обрядовой стороне религии — точному соблюдению многочисл. и сложных формальностей при исполнении жертвоприношений богам, поминальных приношений предкам и т. д. Точное исполнение необходимых действий и правильное произнесение соответств. священных формул на непонятном для непосвященных языке (санскрите) требовало профессиональных знаний и длит. обучения; это способствовало росту значения жречества. Б. опутывал сознание человека грубейшими суевериями, заставлял его верить в множество богов, демонов, злых духов. Весьма стойким было представление о ритуальной чистоте, нарушение к-рой требовало обязат. очистит. обрядов. Б. развивал представление о способности человека посредством различных мер по умерщвлению плоти добиться особого благоволения богов и приобретения сверхъестеств. способностей. С дальнейшим развитием рабовладельч. отношений Б. с его родоплеменной исключительностью не мог служить удовлетворит. идеологич. основой для складывавшихся крупных рабовладельч. деспотий и встретил серьезного соперника в лице буддизма. В борьбе с буддизмом и под его влиянием Б. трансформировался в индуизм.

=====

В Индии исследование Б. началось в ср. века — разрабатывались в осн. религиозно-философские проблемы Б.; известен ряд выдающихся ученых — Шанкара, Рамануджа, Саяна и др., о трудах которых известно прежде всего по составленным ими обширным комментариям к древним текстам. Затем Б. изучался гл. обр. религ. реформаторами и историками философии (С. Н. Дас Гупта, С. Радхакришнан и др.). Изучение Б. европ. наукой началось с кон. 18 в., когда было предпринято печатание текстов и их переводов на европ. языки. Среди мн. исследователей следует отметить В. Джонса и М. Монье-Уильямса (Англия), А. Барта (Франция), X. Лассена, М. Мюллера и А. Вебера (Германия), Е. В. Хопкинса (США). Несмотря на успехи мировой науки в изучении Б., мн. вопросы, особенно касающиеся обществ. корней Б. и его значения в разные периоды истории Др. Индии, остаются до сих пор еще далеко не выясненными.

=====

Лит.: Барт А., Религии Индии, пер. (с франц.), М., 1897; Ильин Г. Ф., Религии древней Индии, М., 1959; Радхакришнан С., Индийская философия, т. 1., пер. с англ., М., 1956; Renou L., Religions of ancient India, L., 1953; Monier-Williams M., Religious thought and life in India, pt. 1 — Vedism, brahmanism and hinduism, 2 ed., L., 1885.

=====

Г. Ф. Ильин. Москва.

В других словарях



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте