Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму

БРАХМАНЫ

Высшая варна в древнеиндийском об-ве, обязанностями к-рой было: учить и учиться, совершать жертвоприношения для себя и для других, раздавать и получать дары. Правитель (раджа, кшатрий) должен был действовать по совету Б. Б. совершали жертвоприношения по ведическому обряду, в т. ч. наиболее важные, царские, такие, как раджасуя и ашвамедха, комментировали Веды, составляли все виды лит-ры смрити. В средние века Б. разделились на ряд каст, причем статус Б. получали группы жрецов из местных народностей. Традиционно деление брахманов на "северных" (гауда, или гаура) и "южных" (дравида, или дравира). Первые подразделяются на каньякубджа (т. е. происходящие из Канауджа), сарасват (происходящие с северо-запада), гаур (из Бенгалии), майтхила (из Сев. Бихара), уткала (из Ориссы). Вторые подразделяются на дравира (в данном случае — происходящие из Тамилнада), тайланга (из Андхры), карната (из Карнатака), махараштра (из Махараштры), гурджара (из Гуджарата). Эти группы, в свою очередь, делятся на касты, носящие названия по месту происхождения, по культовой принадлежности (вишнуиты, шиваиты и т. п.), по роли в культовой практике. Всего сейчас в Индии около сотни каст Б., из к-рых одни считаются выше других, а нек-рые признаются Б. с оговорками. Б. монополизировали в средние века сферу интеллектуальной деятельности, административные функции. Многие стали землевладельцами, получив земли и деревни в привилегированное владение (брахмадея, аграхара) от правителей разного ранга и благочестивых частных лиц. В колониальный период Б. успешнее других каст стали овладевать образованием европейского типа и составили значит, часть колониальной администрации и нарождающейся индийской интеллигенции. В наст. вр. Б., составляя не более 6% населения, преобладают среди лиц умственного труда, творческой интеллигенции, административных работников, преподавателей всех уровней, политич. деятелей.

Л. Алаев

∗∗∗

(объяснение Брахмана) — часть ведийского канона, шрути (см. ВЕДЫ), прозаич. тексты, содержание, разъяснения и толкования жертвоприношений, ритуальные, мифологич. Комментарии к Ведам. Существуют Б. разных ведийских школ, относящиеся к разным самхитам. Так, брахманы "Ригведы" — "Айтарея" и "Каушитаки"; "Яджурведы" — "Тайттирия" ("Черная Яджурведа") и "Шатапатха" ("Белая Яджурведа"); "Самаведы" — "Панчавишна", "Джайминия" и др.; "Атхарваведы" — "Гопатха". К Б. примыкают араньяки.

А. Дубянский



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте