Музыкальная энциклопедия

Брюссель

(франц. Bruxelles, флам. Brussel) — столица Бельгии. Ок. 1,1 млн. жит. (1971, с пригородом). Б. был одним из наиболее муз. городов ср.-век. Европы. С 14 в. в Б. существовало Братство инстр. музыкантов. В 1431 герцог бургундский Филипп осн. т. н. Бургундскую капеллу, позже получившую название Королевской. Наибольшего расцвета капелла достигла при Карле Лотарингском (1744-1781), когда её возглавлял де Кроc. Получило распространение церк. хор. пение (в соборах Нотр-Дам-дю-Саблон, Сен-Жак и Сент-Гюдюль). Наибольшую известность приобрела капелла Сент-Гюдюль, созданная ещё в 15 в. Исполнительское иск-во певцов и музыкантов Сент-Гюдюль достигло высокого художественного уровня под рук. Т. ван дер Хорста, возглавлявшего капеллу в 1604-39, и его преемника Ж. Тишона (1639-60). Певцы и музыканты Королевской капеллы и церкви Сент-Гюдюль неоднократно выступали совместно при дворе и в соборе. В 17 в. начинает складываться муз. т-р. В 1650 была пост. опера придв. комп. Дж. Дзампони "Улисс на острове Цирцеи". Во 2-й пол. 17 в. спектакли давались в спец. зале, отведённом для театр. представлений, с конца 17 в. шли только оперы и балеты. Важным этапом в развитии муз. жизни Б. явилось открытие в 1700 т-ра "Де ла Монне", спектакли к-рого могли посещать только придворные. На протяжении полутора столетий в т-ре, осн. Дж. Бомбардой, показывали как драм., так и муз. спектакли. В сер. 18 в. т-р возглавлял Ш. Фавар. Оперная труппа отличалась высоким художеств. и проф. мастерством. Чаще других ставились оперы франц. композиторов: П. Монсиньи, Ж. Филидора, А. Гретри, Ф. Госсека. В конце 18 в. репертуар пополнился произв. К. В. Глюка, Д. Чимарозы, Н. Пиччинни.

В 1823 в Б. была осн. Королевская школа пения (до этого существовали только церк. школы — метризы). В 1832 школа, преобразованная в консерваторию, заняла ведущее место среди др. консерваторий Бельгии. В 19 в. Консерваторию возглавляли крупные музыканты: Ф. Ж. Фетис (1833-71), Ф. О. Геварт (1871-1908), Э. Тинель (1908-12), под руководством к-рых она приобрела европ. известность. Здесь преподавали выдающиеся музыканты: Ш. Берио, А. Вьётан, Э. Изаи. По инициативе Геварта при консерватории организовано Концертное об-во, дававшее регулярные концерты. В репертуаре были ораториальные произв. Г. Ф. Генделя, И. С. Баха, К. В. Глюка. С 1865 ежегодно проходили циклы популярных концертов классич. музыки, осн. дирижёром А. Самуэлем. В качестве дирижёров здесь выступали А. Вьётан, Ж. Дюпон, Ф. Рюльман, а также мн. гастролёры, в т. ч. Н. А. Римский-Корсаков, Э. Григ, X. Рихтер, Р. Штраус, А. Никиш, Ф. Вейнгартнер и др. В сер. 19 в. конц. деятельность вела также Ассоциация артистов-музыкантов. В 1884 осн. квартет Изаи, завоевавший мировую известность. С 1885 Л. де Мерси-Аржанто устраивала в Б. "Русские концерты"; в 1884-93 существовало конц. об-во "Кружок XX"; в 1894 осн. оркестр Общества концертов Изаи, регулярно выступавший до 1923. В 19 в. расширилась деятельность т-ра "Де ла Монне", с 1855 ставившего оперные и балетные спектакли. После 1-й мировой войны одним из главных муз. центров Б. становится Дворец изящных иск-в, сооружённый но инициативе А. Ле Бёфа (1922). С тех пор основные симф. концерты и выступления известных артистов проходят в залах дворца. В 1927 Ле Бёф основал также Филармонич. об-во Б., в 1930 преобразованное в об-во "Популярные концерты", к-рое начало вести регулярную конц. работу, пропагандируя гл. обр. музыку 20 в. Филармонич. об-во и консерватория совместно организуют ежегодные циклы Молодёжных концертов.

В 40-60-е гг. 20 в. ведущее положение в конц. жизни Б. занимает осн. в 1936 первый проф. гос. оркестр — Национальный оркестр Бельгии. Постоянную конц. деятельность ведёт также Большой симфонический оркестр Национального института радиовещания; ин-т обладает собственным камерным оркестром, хором и солистами, выступающими как по радио, так и в открытых концертах. Помимо об-ва "Популярные концерты", Корол. консерватории и Филармонич. об-ва, в Б. работают также др. конц. организации, в т. ч. об-во концертов Э. Изаи, Ассоциация популярных спектаклей и концертов, Интернациональное бюро концертов, Бельг. центр междунар. культурного обмена. Важное значение для пропаганды камерной музыки, гл. обр. старинной, имеет деятельность общества "Про музика антиква", осн. дирижёром С. Кейпе.

С сер. 20 в. в Б. систематически проводятся международные муз. конкурсы, к-рым положили начало конкурсы пианистов и скрипачей им. Э. Изаи, проведённые в 1937-38. Эта традиция была продолжена основанными в 1950 конкурсами им. королевы Елизаветы для пианистов, скрипачей и композиторов. С 1962 проводится конкурс вокалистов, организуемый об-вом "Друзья Моцарта".

Б. сохраняет положение одного из ведущих центров муз.-театр. иск-ва Европы. Корол. т-р "Де ла Монне" имеет большую труппу, даёт спектакли не только на осн. сцене, но и в здании цирка, где ставятся грандиозные оперные галб-представления и спектакли хореографич. труппы "Балет XX века", основанной и руководимой М. Бежаром. В 1968 при т-ре открылась также малая сцена, предназначенная для постановок произв. старинного и совр. камерного репертуара. В Корол. консерватории насчитывается ок. 800 студентов и 90 педагогов. Консерватория существует за счёт субсидий, получаемых от правительства, провинциальных и гор. властей. Помимо консерватории, в Б. работают также частные муз. школы, именуемые академиями музыки или консерваториями. В Брюссельском ун-те существует кафедра музыковедения.

В Б. сосредоточены муз. организации: Нац. музыкальный к-т при правительстве страны, Нац. об-во композиторов и Бельгийское об-во музыковедения (осн. в 1946), а также общество Музыкальная молодёжь Бельгии. Главными хранилищами муз. книг, нот и рукописей в Б. являются б-ки консерватории и Королевская. При консерватории имеется также Музей муз. инструментов, основанный В. Маийоном.

Литература: Renieu L., Histoire des thйвtres de Bruxelles depuis leur origine Jusqu'а ce jour, P., 1928.

Л. Г. Григорьев, Я. M. Платек.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте