Большая советская энциклопедия

Бюхнер

I

Бю́хнер (Büchner)

Георг (17.10.1813, Годделау, — 19.2.1837, Цюрих), немецкий писатель. Сын врача, брат философа Л. Бюхнера. В Страсбургском и Гисенском университетах, где он изучал медицину и естествознание, увлекся идеями Великой французской революции и утопического социализма. Участник революционного «Общества прав человека», Б. привлек туда крестьян и ремесленников. Начальные слова «Мир хижинам! Война дворцам!» написанной Б. прокламации «Гессенский сельский вестник» (1834) впервые прозвучали в Германии. После разгрома организации Б. читал лекции в Цюрихском университете. Первое произведение Б. — реалистическая драма «Смерть Дантона» (1835), в которой французская революция показана в её историческом величии и противоречиях. Комедия «Леонс и Лена» (издание 1839) сочетает мягкий юмор с гневной сатирой на немецкие карликовые государства. В лучшей пьесе «Войцек» (1837) Б. показал социальный гнёт и пробуждение классового сознания рабочего люда. В новелле «Ленц» (1839) выражены эстетические взгляды Б. Материалист по мировоззрению, он выступал против шиллеровской идеализации образов и романтического субъективизма.

Соч.: Werke und Briefe, Wiesbaden, [1958]; в рус. пер. — Сочинения. [Предисл. А. Дживелегова], М. — Л., 1935.

Лит.: Тураева Э. Я., Драматургия Г. Бюхнера и ее сценическое воплощение, М., 1952: Дмитриев А., [Предисл.], в кн.: Бюхнер Г., Смерть Дантона, М., 1954 (текст книги на нем. яз.); Meyer Н., G. Büchner und seine Zeit, В.. 1960; G. Büchner. Hrsg. von W. Martens, Darmstadt, 1965; Schröder J., G. Büchners «Leonce und Lena», Münch., 1966: Johann E., G. Büchner in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten, [Hamb., 1969] (библ. 171—74).

Э. Я. Тураева.

Г. Бюхнер.

II

Бю́хнер (Büchner)

Людвиг (29.9.1824, Дармштадт, — 1.5.1899, там же), немецкий врач, естествоиспытатель и философ. Сын врача, брат писателя Г. Бюхнера. Представитель вульгарного материализма (См. Вульгарный материализм), в духе которого Б. отрицал диалектику и социальную природу человека; Б. разделял идеи так называемого социального дарвинизма (См. Социальный дарвинизм). Утверждая, что сознание (понимаемое как зеркальное отражение действительности) является продуктом материи, Б., однако, критиковал идею К. Фохта о том, что мозг выделяет мысль, подобно тому как печень — желчь (см. «Сила и материя», СПБ. 1907, с. 161). Вера в безграничные возможности науки и критика Агностицизма сочетались у Б. с некоторыми оговорками о «непознаваемом остатке» в предметном мире. Вслед за Ф. Энгельсом, с работами которого Б. был знаком, он считал движение атрибутом материи.

Соч. в рус. пер.: Природа и наука, К., 1881; Психическая жизнь животных, СПБ. 1902.

Лит.: История философии, т. 3, М., 1959 (см. именной указатель); Бакрадзе К., Очерки по истории новой и новейшей современной буржуазной философии, Тб., 1960, гл. 1, с. 26—56.

А. П. Огурцов.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте