Большая советская энциклопедия

Буриан

I

Бу́риан (Burian)

Карел (12.1.1870, Русинов, — 25.9.1924, Сеномати), чехословацкий певец (драматический тенор). Пению учился у Ф. Пиводы в Праге. Дебютировал в Брно в 1891; с 1892 артист оперной труппы Национального театра в Праге. Гастролировал в крупнейших оперных театрах Западной Европы (в том числе в «Дрезденской придворной опере», 1902—10) и Северной Америки (в 1906—13 каждый сезон — в «Метрополитен-опера», Нью-Йорк). Прославился как исполнитель главных партий в операх Р. Вагнера и Б. Сметаны. Выступал как камерный певец с исполнением чешских народных песен и сочинений современных композиторов (Г. Малер, Р. Штраус, А. Шёнберг). В обширном репертуаре Б. (около 114 партий) лучшие партии: Тангейзер, Парсифаль (одноименное произведение Вагнера), Еник, Далибор, Лукаш («Проданная невеста», «Далибор», «Поцелуй» Сметаны), Ян Козина («Псоглавцы» Коваржовица), Ирод («Саломея» Р. Штрауса).

Лит.: Burian Е. F., Karel Burian, Praha, 1948.

II

Бу́риан (Burian)

Эмиль Франтишек (11.6.1904, Пльзень, — 9.8.1959, Прага), чехословацкий режиссёр, композитор, писатель, драматург. Творческую деятельность начал в 1923 как композитор. С 1926 работал актёром в различных театрах. В 1927 окончил мастерскую по классу композиции при Пражской консерватории. Б. — автор опер «Перед заходом солнца» по Гауптману (1924), «Мариша» по братьям Мрштик (1938), балета «Фагот и флейта» (1925), музыки к спектаклям, фильмам, симфоний, камерно-инструментальных и др. сочинений. В 1929 начал режиссёрскую деятельность в драматическом театре. В 1933 основал в Праге театр «Д-34», где стремился ставить остро политические спектакли на самые актуальные темы. Постановки Б. отличались разнообразием жанров, сочетанием слова, музыки и пластики, поисками новых выразительных средств: «Егор Булычев и другие» Горького (1934), «Аристократы» Погодина (1935) и др. Б. также автор и постановщик пьес «Война» (1935), «Народная сюита» (1938), основанных на народном фольклоре. В годы фашистской оккупации Б. был заключён в концентрационный лагерь (1941—45). После освобождения страны поставил в театре «Д-34»; «На дне» Горького (1951), «Клоп» Маяковского (1956), «Швейк» по Гашеку, «Опера нищих» Брехта и др.

Соч.: О nove divadio. 1930—1940, Praha, l946.

Лит.: Бачелис Т., Театр Э. Буриана, «Театр», 1958, № 8; Коčоvá Z., Kronika Armádniho uměleckého divadia, Praha, 1955; «Divadio», 1959, № 7.

Э. Ф. Буриан.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте