Советская историческая энциклопедия

ЦИВИЛИЗАЦИЯ

(от лат. civilis — гражданский, государственный) — синоним понятия культура; совокупность материальных и духовных достижений общества в его ист. развитии, уровень обществ. развития и материальной культуры, достигнутый той или иной общественно-экономич. формацией; степень и характер развития культуры определенных эпох и народов. В более узком смысле понятие Ц. обозначает только материальную культуру.

=====

К. Маркс и Ф. Энгельс применяли термин "Ц." к определенной ступени обществ. развития, следующей за дикостью и варварством. Энгельс писал, что Ц. "...является той ступенью общественного развития, на которой разделение труда, вытекающий из него обмен между отдельными лицами и объединяющее оба эти процесса товарное производство достигают полного расцвета и производят переворот во всем прежнем обществе" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 173-74). Основоположники марксизма проанализировали движущие силы и противоречия в развитии Ц., обосновав необходимость революц. перехода к новому, высшему ее этапу — коммунистич. обществу.

=====

Понятие Ц. появилось в 18 в. во Франции. Франц. просветители называли цивилизованным общество, основанное на началах разума и справедливости. В 19 в. Ц. обозначала высокий уровень развития материальной и духовной культуры зап.-европ. народов, употреблялась как характеристика капитализма в целом. Н. Я. Данилевский считал, что история отд. замкнутых Ц., имеющих индивидуальный характер, составляет существо всемирной истории. По О. Шпенглеру, Ц.- лишь заключительный этап развития к.-л. культуры или к.-л. периода обществ. развития. Шпенглер считал, что для Ц. характерны высокое развитие науки и техники, упадок лит-ры и искусства, превращение отд. человека в безликое существо — частичку инертной и аморфной массы. А. Тойнби полагает, что всемирная история состоит из множества частей, на к-рые мы искусственно ее подразделяем, называя каждую из частей — Ц. В современной бурж. историографии понятия Ц. и смены Ц. нередко выдвигаются в качестве противопоставления марксистскому учению о процессе развития и смене общественно-экономич. формаций.

=====

Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Арзаканьян Ц. Г., Культура и цивилизация. Проблемы теории и истории, "Вестник истории материальной культуры", 1961, No 3; его же, Трактовка гуманизма в современных буржуазных концепциях культуры и цивилизации, в кн.: От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела, М., 1969; Маркарян Э. С., О концепции локальных цивилизаций, Ер., 1962.

=====

В. Я. Балязин. Москва.

В других словарях



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте