Советская историческая энциклопедия

ДАЛАЙ-ЛАМА

С 16 в. титул тибетских первосвященников (от монг. далай — море (мудрости) и лама). Возникновение института Д.-л. связано с усилением в Тибете секты Гэлуг-ба, или желтошапошной, основанной Цзонкаба (1357-1419). Первые далай-ламы (до 3-го Д.-л. они еще не носили этого титула) были лишь преемниками Цзонкабы как главы секты Гэлуг-ба. Это были Гэдюн-труп (1391-1474), основавший в 1447 монастырь Трашилхунпо, и Гэдюн-джамцо (1475-1542). Последний был объявлен в конце жизни "перевоплощением" Гэдюн-трупа, одновременно был сформулирован т. н. принцип перевоплощения умершего главы секты Гэлуг-ба в только что родившегося младенца, что обеспечивало преемственность руководства секты, придерживавшейся безбрачия.

=====

Титул Д.-л. главы секты Гэлуг-ба стали носить начиная с 3-го Д.-л. Соднам-джамцо (1543-88), распространявшего буддизм среди монголов и получившего этот титул в 1578 от монг. Алтын-хана. Преемником 4-го Д.-л. Йонтэн-джамцо (1589-1616), монгола по происхождению, стал знаменитый 5-й Д.-л. Агван-лобсан-джамцо (1617-82). Он силой установил власть секты Гэлуг-ба над всем Тибетом, став фактически не только его духовным, но и светским правителем. 5-й Д.-л. построил дворец Потала в Лхасе, куда перенес резиденцию Д.-л. из монастыря Дрэпунг. Стремясь к обоснованию "божественности" происхождения власти Д.-л., он объявил себя земным воплощением бодхисатвы Авалокитешвары. При 5-м Д.-л. возник институт панчен-лам.

=====

Последующими Д.-л. были: 6-й Д.-л. Лобсан-цханг-янг-джамцо (1683-1705?), 7-й — Лобсан-Калсан-джамцо (1708-58), 8-й — Лобсан-джампал-джамцо (1759-1804). 9-й Д.-л. Лобсан-лунгток-джамцо (1805-15), 10-й — Лобсан-цхюлтим-джамцо (1817-1838), 11-й — Лобсан-кхэтруп-джамцо (1838-55) и 12-й — Агван-лобсан-принлэ-джамцо (1856-75) были убиты до достижения совершеннолетия регентами — крупнейшими феодалами, боровшимися за власть. С именем 13-го Д.-л. Агван-лобсан-тубдэн-джамцо (1876-1933) связана история империалистич. экспансии Англии в Тибет. Начав свое правление с борьбы против британских колонизаторов, он изменил затем освободит. движению тибетских патриотов и стал орудием в руках империалистов, добивавшихся отторжения Тибета от Китая. 14-й Д.-л. Лозон-дантзен-джамцо-нгванг (р. 1935) был возведен в сан в то время, когда в Лхасе обострилась борьба господствующей клики феодалов-сепаратистов, подстрекаемых извне, с патриотич. силами тибетского народа. После окончания 2-й мировой войны и начала третьей гражданской революц. войны в Китае реакц. окружение молодого Д.-л. попыталось использовать обстановку для реализации своих сепаратистских планов. Однако победа нар. революции в 1949 и создание КНР сорвали эти планы. Заключенное в мае 1951 между Центр. нар. пр-вом и местными тибетскими властями соглашение о мероприятиях по мирному освобождению Тибета открыло перед тибетским народом путь к новой жизни. Пр-во КНР, учитывая обстановку и своеобразное положение в Тибете, пошло на ряд уступок тибетским феодалам. Д.-л. был избран в 1954 заместителем председателя Постоянного к-та Всекитайского собрания народных представителей и назначен в 1956 пред. Подготовит. к-та по созданию Тибетского авт. р-на. Однако в марте 1959 реакционные элементы из местных тибетских властей и реакционная клика феодалов подняли мятеж и увезли, как полагают, 14-го Д.-л. за пределы страны. См. также Тибет.

=====

Лит.: О тибетском вопросе. Пекин, 1959; Schulemann C., Die Geschichte der Dalai-Lamas, Lpz., 1958.

=====

В. А. Богословский, Б. П. Гуревич.

=====

Москва.

В других словарях



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте