Новая философская энциклопедия

ДАМОН

ДАМОН (Δάμων) из Афин (сер. 5 в. до н.э.) — греческий софист и музыкальный теоретик, советник Перикла. Считался учителем Сократа (Diog. L. II 19). В 443 был осужден за симпатии тираническому режиму и подвергнут остракизму. Вслед за софистами признавал, что добродетели можно научить, но в отличие от них главным средством достижения этой цели считал музыку. Под влиянием идей пифагорейцев сформулировал теорию музыкального этоса [ЭТОС], основные положения которой изложены им в речи, обращенной к членам афинского Ареопага. Согласно Дамону, музыка оказывает воздействие на нравственный характер (этос) человека, поскольку движение звуков подобно движению чувств в душе. При этом особо подчеркивалось, что действие различных мелодий и ритмов неодинаково: «свободные и прекрасные песни и танцы порождают подобный вид души, и наоборот» (Athen. 628C). Отсюда Дамон выводил социально-политическую функцию музыки: «Не бывает потрясений в стилях музыки без потрясения важнейших политических законов» (Plat. Resp. 424c). Оказал большое влияние на Платона, однако в отличие от Дамона у Платона нет указаний на связь музыки со справедливостью; в «Государстве» Платон запрещает гиполидийский лад, изобретение которого приписывается Дамону (Ps.-Plut. De mus. 1136E4).

Фрагменты:

1. DK I 37 A1—8, B1—10. Лебедев. Фрагменты, с. 418—420.

 

Литература:

 

1. Wallасе R., Maclachan (eds.). Harmonia Mundi. Rome, 1991, p. 30—53;

2. Moutsopoulos E. La musique dans l’oeuvre de Platon, 2nd ed. P., 1989;

3. Anderson W. Ethos and education in Greek music. Cambr., 1966, p. 39—42, 74—82;

4. Lasserre F. L’éducation musicale dans la Greque antique.— Idem. Plutarque, De la musique. Olte — Lausanne, 1954;

5. Jan С. von. Damon, RE, Hbbd. 8, 1901, col. 2072—2074;

6. Bücheler F. Oἱ περì Δάμωνα.— «Rheinisches Museum» 40, 1885;

7. Willamowilz-Moellendorf U. von. Δάμων Δαμωνίδου Ὄαθεν.— «Hermes», XIV, p. 319.

Э.Г.Панаиотиди



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте