Новая философская энциклопедия

ДЕМОКРАТИЯ

ДЕМОКРАТИЯ (от греч. δημοκρατία – народовластие) – форма государственного устройства, при которой осуществляется народное правление большинства населения в интересах большинства и с помощью большинства. Впервые демократический государственный строй был осуществлен в Древней Греции в Афинах при Солоне (7 в. до н.э.) и развит Клисфеном (кон. 6 в. до н.э.) в его «представительном правительстве» – Совете пятисот. Сам термин «демократия» стал употребляться для обозначения существовавшей в Афинах формы государственного строя позже, примерно с сер. 5 в. Первоначально употреблялось слово «исономия» (ἰσονομἰα – равенство всех перед законом) и родственные ему «исэгория» (ἰσηγορἰα – равное для всех граждан право говорить в народном собрании и подавать голос), «исократия» (ἰσοκρατἰα – равновластие). Античные авторы (Платон [ПЛАТОН], Аристотель [АРИСТОТЕЛЬ], Геродот) рассматривали эту форму правления как полисное устройство, при котором всю полноту и равенство прав имеют только свободные граждане-уроженцы. Метеки (переселенцы-полуграждане) были существенно ограничены в правах, а рабы никаких прав не имели вовсе.

Демократические свободы Нового времени существенно шире свобод античной республики, основанной на рабстве, т. к. становятся формальным правом каждого, а не привилегией немногих. Особое развитие идея подзаконности всех граждан, государственных и общественных организаций получила в концепции демократии А. де Токвиля, наиболее влиятельной в современных социально-политических исследованиях. Токвиль понимал под «демократией» не только определенную форму организации общества. По его мнению, это – и процесс, происходящий в обществе. Токвиль впервые предостерегал об опасности сочетания формального равенства и абсолютной власти – «демократического деспотизма».

Философская основа демократии – соотношение свободы и равенства, как социально-политических ценностей, реальное воплощение которых происходит в соответствующих государственных институтах демократии – прямой или представительной. Последняя сейчас наиболее распространена в виде правового государства с его верховной властью, которая, однако, не распространяется на неотделимые и неотчуждаемые права личности. Гарантией прав личности в таком государстве является разделение властей [РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ] – законодательной, исполнительной и судебной, децентрализация власти в социально-экономической и культурной сферах (теория «институциональной инфраструктуры» органов власти). При этом защиту прав граждан берут на себя демократические ассоциации –гражданские и политические. Они становятся посредниками между центральной властью и различными слоями общества, представляя интересы последних, отстаивают неотчуждаемое право граждан на независимость и свободную инициативу, которое является подзаконным. Реальному осуществлению прав человека в обществе служат также свобода печати и суд присяжных.

Согласно теоретикам демократии 20 в. (напр., Й.Шумпетеру и У.Ростоу [РОСТОУ]), либеральные общечеловеческие ценности такие, как уважение к личности и равенство всех людей, свобода слова и печати, свобода совести и т.д., наилучшим образом обеспечиваются именно посредством расширения участия масс в политической жизни. Р.Даль и Ч.Линдбдом с помощью категории «полиархия» проводят более реалистический анализ существующих демократических систем, оставляя в стороне абстрактные демократические идеалы. Реальное воплощение народовластия существенно затруднено прогрессирующей в современном обществе концентрацией экономической власти в руках «властвующей элиты», создающей олигархическую модель власти и политики, часто из демократии превращающейся в клептократию.

Литература:

1. Даль Р. Введение в теорию демократии. М, 1991;

2. Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах. М., 1997;

3. Новгородцев Л.И. Кризис современного правосознания. М., 1909;

4. Политическая наука: новые направления. М., 1999;

5. Токвиль А. Де. Демократия в Америке. М, 1992;

6. Шумпетер И. Капитализм, социализм и демократия. М, 1995;

7. Hall P.R. Governing the Economy: The Politics of Slate Intervention in Britain and France. Cambr., 1986;

8. Hoffman G. State, Power and Democracy. Brighton, 1988;

9. Nordlinger E. On the Autonomy of the Democratic State. Cambr., 1981.

В.И.Шамшурин

В других словарях



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте