Новая философская энциклопедия

ДИОН ХРИСОСТОМ

ДИОН ХРИСОСТОМ (Δίων ὁ Χρυσόστομος, «Златоуст») из Прусы (ок. 40 – после 112) – греческий ритор и философ, разделявший идеи кинизма и стоицизма. Будучи уже известен, Дион по прибытии в Рим познакомился со стоиком Музонием Руфом и стал его приверженцем; до этого он философию изобличал (ср. названия его речей «Против философов» и «Против Музония Руфа» – не сохранились). После того, как в 85 Дион был изгнан из Рима Домицианом и стал вести скитальческую и материально стесненную жизнь, ему стали близки идеи киников. От этого периода, продолжавшегося 14 лет, сохранились речи, представляющие интерес как источник по истории древнего и эллинистического кинизма. В них изображается жизнь и учение Диогена Синопского [ДИОГЕН СИНОПСКИЙ] (or. 6, 8, 9, 10), социально-нравственный идеал киников [КИНИКИ]: моральное воспитание и просвещение, отказ от ложных ценностей цивилизации с ее погоней за наживой и удовольствиями и возврат к необходимому для жизни минимуму «природы» (см. речи «Эвбейская», 12 и «Борисфенитская», 36). В речах «О рабстве и свободе» (or. 14–15) Дион выступал против всякой формы порабощения человека человеком. Всего сохранилось 80 речей Диона. В 96 (после смерти Домициана) он вернулся в Рим и, сблизившись с императорами Нервой и Траяном, сменил антимонархические настроения периода изгнания на лояльное отношение к монархии. Посвятил Траяну четыре речи «О царской власти».

Сочинения:

1. Dionis Prusaensis quem vocant Chrysostomum quae extant omnia, ed. J. von Arnim, vol. 1–2. В., 1896;

2. в рус. пер.: Антология кинизма, изд. И.М.Нахов, 2-е изд. М., 1996, с. 270–296 («Диоген, или О тирании», «Диоген, или О доблести», «О состязаниях», «Диоген, или О слугах»);

3. Олимпийская речь, или Об изначальном сознавании божества, пер. Н.Брагинской, М.Грабарь-Пассек;

4. Троянская речь, пер. Н.Брагинской. – В сб.: Ораторы Греции. М., 1985, с. 283–336.

М.А.Солопова



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте