Горная энциклопедия

Дизель-троллейвоз

(a. Diesel-trolley car; н. Dieselelektrolok; ф. vehicule diesel а trolley; и. Diesel-trolebus) — грузовое автомоб. трансп. средство (автосамосвал или автопоезд в виде тягача и полуприцепа), оснащённое дизель-генераторной установкой, тяговыми электродвигателями и токоприёмным устройством для питания от контактной сети. Предназначен для использования в крупных карьерах (производств. мощностью 10-30 млн. т/год) значит. глубины (150-250 м), при наличии повышенных и затяжных уклонов (до 8-10%), а также в нагорных карьерах. Наиболее предпочтит. участки и условия работы — выезды из карьера, постоянные или на время законсервированные борта карьера (при наличии троллейной трассы), отсутствие резких изменений направления трассы при возможно меньшем пересечении их путепроводами, ж.-д. переездами, автодорогами и др. трансп. коммуникациями. Тяга Д.-т. обеспечивается электрич. двигателями, получающими питание через токоприёмники от контактной сети (на магистральных дорогах, траншеях, выездах из карьеров) и от собств. дизель-генераторной установки (при движении по временным дорогам в забоях, на рабочих площадках уступов и отвалах). По сравнению с обычными карьерными автосамосвалами Д.-т. обладает более высокими скоростями движения на крутонаклонных трассах (на 25-35%). Возможна рекуперация энергии при движении под уклон. В неск. раз уменьшается расход топлива (в осн. работает электродвигатель, дизель служит только вспомогат. агрегатом). Общее снижение эксплуатац. расходов на транспортирование горн. массы 15-20%. Масса и стоимость Д.-т. (при равной грузоподъёмности) на 15-20% выше автомоб. агрегатов. Применение двойного питания требует сооружения тяговых подстанций и системы контактной сети.

Впервые троллейвозы предложены в СССР (1949) А. С. Фиделевым. Первый Д.-т. с мотор-колёсами грузоподъёмностью 75 т создан в США (1959) и работал на меднорудном карьере "Беркли" (шт. Монтана). В 1967 на меднорудном карьере "Чино" (шт. Нью-Мексико, США) испытан Д.-т. на базе автосамосвала М-100 (90,8 т); эксплуатировался на трассе с электрифицир. участком 400 м (производительность возросла на 18-25%, стоимость транспортирования снизилась на 12%). В СССР первый Д.-т. изготовлен Белорус. автомоб. з-дом в 1967. Д.-т. БелАЗ-524-792 с колёсной формулой 6x4 и грузоподъёмностью 65 т представлял собой автопоезд из двухосного седельного тягача и полуприцепа-самосвала. Мощность дизеля составляла 520 л. с. (383 кВт), напряжение контактной сети 1200 В. Высота подвески контактного провода от поверхности дороги 5000-5500 мм.

В 70-е гг. Д.-т. в СССР и за рубежом серийно не выпускались. В 80-е гг. за рубежом ввиду роста цен на дизельное топливо, а также масштабов автомоб. карьерных перевозок началось внедрение Д.-т. на крупных рудных карьерах (напр., на железорудных — "Лейк-Джинайн", Канада, и "Сайшен", ЮАР; меднорудном — "Пхалаборва", ЮАР, и др.). Большинство машин создано дооборудованием и модернизацией выпускаемых автосамосвалов с электрич. трансмиссией и грузоподъёмностью 90,8-135 т.

М. В. Васильев.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте