Советская историческая энциклопедия

ДУХОБОРЫ

Духоборцы, — христианская секта, сложившаяся в России в сер. 18 в. Осн. положения учения Д. связаны с именами первых проповедников — С. Колесникова и Л. Побирохина и изложены в "Животной книге". Д., считая себя борцами "за дух", объявили веру делом внутр. убеждения, отрицали церк. обряды и иерархию, иносказательно трактовали осн. догматы христианства. Учение Д. об общности имуществ, неподчинении местным властям отражало интересы крестьян, в первую очередь государственных. Социальные утопии Д. в духе христианского социализма — т. н. коммуны на началах равенства в труде и распределении — на практике неизменно терпели крах, превращались в капиталистич. х-ва, где беднота эксплуатировалась разбогатевшей верхушкой и руководителем общины, пользовавшимся неогранич. властью. Д. подвергались репрессиям со стороны пр-ва, массовым принудит. переселениям. Клас. борьба в среде Д. привела во 2-й пол. 80-х гг. 19 в. к расколу. Царизм поддержал т. н. "Малую партию". "Большая партия" (руководитель — П. Веригин) отказалась выполнять воинскую повинность, что повлекло за собой новые репрессии. В 1898-99 ок. 8 тыс. Д. переселилось в Канаду. После победы Окт. революции начался процесс быстрого распада секты.

=====

Лит.: Бонч-Бруевич В. Д., Животная книга духоборцев, СПБ, 1909; его же, Сектантство и старообрядчество в 1-й пол. XIX в., Избр. соч., т. 1, М., 1959;его же, Духоборцы в канадских прериях, П., 1918; Клибанов А. И., Сектантство в прошлом и настоящем, "ВИРА", В. 9, М., 1961; Корецкий В. И., Очерк истории религиозного сектантства на Тамбовщине (вторая половина XVIII — нач. XX вв.), там же; Рындзюнский П. Г., Антицерк. движение в Тамбовском крае в 60-х гг. XVIII в., там же, в. 2, М., 1954.

=====

Д. И. Тверская. Москва.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте