Новая философская энциклопедия

ЭКХАРТ

ЭКХАРТ (Eckhart), Мейстер Экхарт Иоганн (ок. 1260, Хоххайм, близ Готы – конец 1327 – начало 1328, Авиньон) – немецкий теолог, проповедник, мистик; монах-доминиканец. Около 1277 учился в Париже, позднее изучал в Кёльне у Альберта Великого [АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ]теологию. В 1293–94 читал лекции в Сорбонне, комментировал «Сентенции» Петра Ломбардского [ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ], впоследствии – приор Эрфурта и викарий Тюрингии. В 1302–03 вновь преподавал в Париже как magister actu regens (отсюда прозвище «Мейстер»). В 1311–13 – в Париже, затем в Страсбурге, с 1323 руководил «Studium Generale» доминиканцев в Кёльне; проповедовал по-немецки. В 1326 кёльнский архиепископ назначает комиссию для проверки правоверности воззрений Экхарта, через год материалы направляются в Авиньон; туда же, чтобы защитить себя, едет Экхарт. В «Оправдательной речи» он отвечает на примерно 80 выдвинутых против него обвинений. В 1329, после его смерти, папа Иоанн XXII объявляет еретическими 28 его высказываний, добавляя, что перед смертью Экхарт подчинился этому приговору и отказался от еретических мыслей. Наибольшую известность Экхарту принесла его богословская и проповедническая деятельность. Главное его произведение на латинском языке «Трехчастный труд» (Opus Tripartitum, издан в 1924).

Бог есть абсолютное бытие, а творение либо идентично с божественным бытием, либо есть «чистое ничто» (purum nihil). Поскольку вне Бога бытия нет, а образы мира не находятся в отношении подобия к Богу, необходима отрешенность и последовательное освобождение от всего, созданного в пространстве и времени: быть «пустым» (или «нищим») значит быть «полным Бога». Сложились две традиции толкования этих воззрений Экхарта. Первая, воспринимающая Экхарта как мистика, видит в нем продолжателя традиции неоплатонизма [НЕОПЛАТОНИЗМ], в «отрешенности» (Abgeschiedenheit) его воспроизводится негативное отношение неоплатонизма к чувственному и материальному миру. Оставление душой самой себя («смерть души»), своей тварности есть одновременно отказ от созданного человеком образа Бога и тем самым – освобождение самого Бога. Экхарт различает «Бога» и «Божество» (Gottheit), которые так же несхожи, «как небо и земля» (Духовные проповеди и рассуждения. М., 1991, с. 29–30). Единство с Богом возможно только там, где царят единство и простота (нищета духом и «отрешенность»).

Сторонники второго подхода (К.Флэш, Б.Мойзиш и др.) считают термин «мистика» неадекватным для характеристики Экхарта, отмечая, что у него нет речи о переживании «экстазов», «видений», «особых состояний» и способов «единения с Богом»; Экхарт рассматривается как один из (наряду с Бертольдом Моозбургским и Дитрихом Фрейбергским [ДИТРИХ ФРЕЙБЕРГСКИЙ]) представителей аристотелевской традиции понимания ума-нуса [НУС](интеллекта). Экхарт отождествляет Бога с разумом-интеллектом: «Бог есть разум и разумное познание... есть основа Его бытия» (Lateinische Werke, Bd. V, S. 40). В парижский период деятельности (1302–03) он заявляет, что более не придерживается мнения, будто Бог познает, потому что существует. Наоборот: «Бог есть, потому что познает». Утверждая, т.о., приоритет разума по отношению к любому бытию (в т.ч. бытию Бога), Экхарт освобождает разум от всего, что ограничивает его абсолютность: поскольку разум есть не соотнесенное ни с чем «не-бытие», то в своей абсолютной отделенности (Geschiedenheit) от любого бытия он может познавать все бытийное и служить ему основой. «Интеллект как интеллект» всегда един и различается только как «божественный» (іntellectus agens) и «человеческий» (intellectus possibilis), так что причастность Богу дана уже онтологически. Единение человеческого интеллекта с божественным предполагает «смерть души» и «отрешенность», которые могут быть истолкованы и как требование свободы божественного ума-интеллекта.

В 1267 проповедникам Доминиканского ордена было вменено в обязанность заниматься духовным воспитанием слушательниц женских монастырей: это потребовало перехода с латинского языка на немецкий. Проповеди Экхарта на немецком языке сыграли видную роль в становлении немецкой богословской и философской терминологии. Учениками Экхарта были Таулер [ТАУЛЕР], Сузо [СУЗО], он оказал влияние на Николая Кузанского [НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ]. К идеям Экхарта обращались представители русской религиозной философии (В.С.Соловьев [СОЛОВЬЕВ], С.Н.Булгаков [БУЛГАКОВ], Н.А.Бердяев [БЕРДЯЕВ], С.Л.Франк [ФРАНК С.Л.]).

Сочинения:

1. Die Deutschen und die Lateinischen Werke: Die Deutschen Werke, Bd. I–III, V., hrsg. v. J.Quint. Stuttg., 1958–76;

2. Die Lateinischen Werke, Bd. I, IѴ. Stuttg., 1956;

3. Meister Eckhart und seine Jünger. В., 1972;

4. Проповеди и рассуждения. M., 1912;

5. Книга Божественного утешения. – «Диалог. Карнавал. Хронотоп». М., 1998, № 2;

6. О человеке высокого рода. – Там же, № 3; Речи и наставления.– Там же, № 4.

Литература:

1. Haas А.М. Geistliches Mittelalter. Freiburg (Schweiz), 1984;

2. Mojsisch B. Meister Eckhart. Hamb., 1983.

И.А.Михайлов



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте