Советская историческая энциклопедия

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

(от позднелат. ex(s)istentia — существование), философия существования, — идеалистическое направление совр. бурж. философии. Возник в России накануне 1-й мировой войны и Окт. революции (Л. Шестов, Н. А. Бердяев), в Германии — после 1-й мировой войны (М. Хайдеггер, К. Ясперс), во Франции — в период 2-й мировой войны (Ж. П. Сартр, А. Камю и др., до них — Г. О. Марсель), в 40-50-е гг. распространился и в др. европ. странах, а затем и в США. Проблемы, стоящие в центре экзистенциалистской философии — человеческое существование, судьба личности в совр. мире, вера и неверие, утрата и обретение смысла жизни и др. Политич. позиции приверженцев Э. различны.

=====

Проблемы философии истории занимают в Э. большое место, поскольку в истории, как полагают экзистенциалисты, раскрывается сущность человека и постигается смысл бытия. Хайдеггер и X. Ортега-и-Гасет, Ясперс, Бердяев и Марсель, при всем существенном различии их концепций, признают конечность человека, его смертность важнейшей характеристикой его экзистенции (существования). С конечностью человека связана временность, историчность его. В отличие от обычного (физического) времени, в к-ром разъединены прошлое, настоящее и будущее, экзистенциальная временность характеризуется, по Хайдеггеру, целостным единством этих трех "экстазов" времени: настоящее, прошедшее и будущее проникают друг в друга и тем самым образуют как бы исходную клеточку "историчности".

=====

Хотя человек конечен, как и остальные живые существа, но в отличие от них, подчеркивают экзистенциалисты, человек сознает свою конечность и благодаря этому она становится фактором, определяющим его духовную жизнь. Философия истории Э. направлена, во-первых, против натуралистич. понимания человека как существа природного — ни биологич., ни психологич. определения человека не могут, утверждают экзистенциалисты, раскрыть специфику человека как существа конечного. Э. здесь полемичен как по отношению к позитивизму, так и по отношению к натуралистически окрашенной "философии жизни". Во-вторых, понимание истории Э., подчеркивающим значение ист. традиции, направлено против философии Просвещения, согласно к-рому индивид может встать над историей и судить ее с позиций вневременного разума.

=====

Связь ист. событий, согласно Э., носит не причинно-следственный, а смысловой характер: это не связь необходимости, а связь судьбы. Поэтому экзистенциалисты говорят о драме истории. Содержание ее раскрывается разными представителями Э. по-разному, гл. обр. в зависимости от того, в какой мере они допускают определение ист. судеб трансцендентным началом. Так, Бердяев видит в истории осуществление христ. мистерии — у истоков истории стоит вневременной акт отпадения человека от бога в силу изначально присущей ему иррациональной свободы — свободы зла. Ист. процесс представляет собой любовь-борьбу человеческого и божеств. начал, развертывание тайны человеческой свободы. Этот процесс должен завершиться, история не может бесконечно продолжаться (отсюда у Бердяева эсхатология, переживание истории, характерное в целом для христианства). Ясперс тоже убежден, что история уходит корнями в трансцендентное, но он не склонен интерпретировать трансценденцию в символах христианской религии. Смыслообразующим моментом мировой истории, положившим начало тому типу человеческой личности, к-рый существует и поныне, Ясперс считает т. н. осевую эпоху — период примерно между 800 и 200 до н. э. В этот промежуток времени параллельно в Китае, Индии, Персии, Палестине, Греции возникли конфуцианство и даосизм, джайнизм и буддизм, зороастризм, религия евр. пророков и др.-греч. философия, эпос Гомера, творения великих др.-греч. трагиков. "Осевая эпоха" положила начало мировым религиям и философии, она создала новый тип личности и культуры, просветленный мыслью и остро ставящий вопрос о последнем смысле человеческого бытия, — тип, к-рого не знала "доосевая эпоха". События, происшедшие в "осевую эпоху", служат залогом возможности взаимопонимания между Востоком и Западом, т. е. залогом общечеловеческой коммуникации. По Ясперсу, совр. индустр. цивилизация Запада и создающийся на ее базе новый, неведомый прежним эпохам тип "массового общества" несет угрозу человеку того склада, к-рый возник в "осевое время"; эта новая цивилизация хочет поставить на место прежней внутренней и смысловой связи между различными культурами связь механич. и внешнюю, осуществляемую с помощью средств массовой информации. Но это, по Ясперсу, приводит только к разрыву подлинной коммуникации между людьми и культурами. Чтобы спасти человеческую сущность, к-рой угрожает совр. бездуховная цивилизация, необходимо, утверждает Ясперс, постоянно обращаться к великим духовным движениям "осевой эпохи".

=====

Философия истории Э. глубоко пессимистична, поскольку ее представители смотрят в будущее не с надеждой, а с тревогой и страхом. Все они согласны между собой в том, что совр. период истории — это конец большой эпохи в развитии человечества, и то новое, что назревает в совр. индустриализирующемся об-ве, представляется им гибельным для гуманистич. ценностей. Э. противостоит марксистско- ленинской философии и есть выражение кризиса совр. бурж. об-ва.

=====

Соч.: Бердяев Н. A., Смысл истории, Берлин, 1923; его же, Судьба человека в совр. мире, Париж, 1934; Heidegger M., Sein und Zeit, Tübingen, 1960; Jaspers K., Die geistige Situation der Zeit, 3 Aufl., B.-Lpz., 1932; его же, Vom Ursprung und Ziel der Geschichte, Z., 1949; Sartre J. P., Critique de la raison dialectique, P., 1960; Ortegay Gasset, La rebelión de las masas, Madrid, 1930; его же, Toward a philosophy of history, N. Y., 1941.

=====

Лит.: Совр. экзистенциализм, M., 1966; Соловьев Э. Ю., Экзистенциализм, "ВФ", 1966, No 12, 1967, No 1; Гайденко П., Философия культуры К. Ясперса, "Вопр. лит-ры", 1972, No 9; Wahl J., Les philosophies de l'existence, P., 1954; Bollnow O. F., Existenzphilosophie, 5 Aufl., Stuttg., 1960.

=====

П. П. Гайденко. Москва.

В других словарях



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте