Большая советская энциклопедия

Элиот

I

Э́лиот (Eliot)

Джордж (псевдоним; настоящее имя Мэри Анн Эванс, Evans) (22.11. 1819, имение Арбери, Уорикшир, — 22.12.1880, Лондон), английская писательница. Под влиянием различных философских школ, особенно Позитивизма О. Конта и Г. Спенсера, усвоила идею постепенной эволюции общества и «гармонии» классов. В сборнике повестей «Сцены из клерикальной жизни» (т. 1—2, 1858, русский перевод всех трёх повестей — «Амос Бартон», 1860; «Любовь мистера Гильфиля», 1859; «Исповедь Джэнет», 1860) обратилась к социальным и нравственным конфликтам деревни. Демократические симпатии проявились и в романе «Адам Бид» (т. 1—3, 1859, русский перевод 1859). Творчество Э. некоторыми чертами близко Натурализму, что, однако, не помешало ей в романе «Мельница на Флоссе» (т. 1—3, 1860, русский перевод 1860) воспроизвести типичную картину жизни провинциального мещанства. Противопоставление альтруизма эгоистической морали имущих легло в основу романа «Сайлес Марнер» (1861, русский перевод 1959). Романы Э. (в т. ч. «Феликс Холт, радикал», т. 1—3, 1866, русский перевод 1867; «Миддлмарч», т. 1—4, 1871—72, русский перевод 1873) были популярны в России, их высоко ценили Н. Г. Чернышевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой.

Соч.: The complete works, v. I—10, L. — N. Y., 1908; The George Eliot letters, v. I—7, New Haven — L., 1954—55; в рус. пер. — Мельница на Флоссе, М. — Л., 1963.

Лит.: История английской литературы, т. 2, в. 2, М., 1955; Ивашева В. В., Английский реалистический роман XIX в. в его современном звучании, М., 1974; Alien W., George Eliot, L., [1965]; George Eliot. The critical heritage, L., [1971].

А. А. Бельский.

II

Э́лиот (Eliot)

Томас Стериз (26. 9. 1888, Сент-Луис, — 4. 1. 1965, Лондон), англо-американский поэт и критик. Окончил Гарвардский университет (1910). В 1927 принял британское подданство. Для ранних сборников Э характерны гротескные зарисовки буржуазного общества, трагические стихи о крушении личности в водовороте равнодушного города. Ощущение духовного тупика усиливается в поэме «Бесплодная земля» (1922), где звучит мотив исчерпанности созидательной энергии человечества. Цикл «Полые люди» (1925) закрепил за Э. славу «поэта отчаяния», рожденного 1-й мировой войной 1914—18 (см. «Потерянное поколение»). Бескомпромиссно отвергая буржуазную цивилизацию, Э. постепенно пришёл к проповеди христианских этических норм («Пепельная среда», 1930), возвращения к мнимой общественной гармонии на началах монархизма. Роялизм и религиозность Э. определили его консервативные позиции в 30-е гг. В поздней поэзии Э. («Четыре квартета», 1943) метафизически трактуются темы смерти и бессмертия, смысла жизни, духовной преемственности поколений. Идея предопределённости судьбы и утверждение, что истинная свобода предполагает подчинение надличностной воле, лежат в основе стихотворных драм Э. («Убийство в соборе», 1935, и др.). Как теоретик литературы Э. в противовес принципу творческой индивидуальности и свободы выдвинул «классический принцип» — подчинение личного надындивидуальному при строгом учёте художественной традиции. Интерпретация Э. принижает значение Дж. Мильтона, Дж. Г. Байрона и других приверженцев «романтической» философии искусств, приглушает ренессансное звучание наследия У. Шекспира. Однако некоторые положения эстетики Э. (мысль о целостности многовекового литературного процесса, требование художественной объективности) сыграли положительную роль в развитии англоязычной поэзии. Нобелевская премия (1948).

Соч.: Complete poems and plays, L., 1969; в рус. пер., — Бесплодная земля, М., 1971.

Лит.: Засурский Я. Н., Американская литература XX в., М., 1966; Ивашева В. В., Английская литература XX в., М., 1967.

А. М. Зверев.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте