Мифологическая энциклопедия

ЭЛОХИМ

Элогим (евр. 'ĕlôhĭm), одно из обозначений бога в ветхозаветной мифологии (встречается в Библии до 2 тысяч раз). Слово «Э.», будучи формой множественного числа, несет в себе отчасти память о древнейшем многобожии еврейских племен. Однако сама эта форма, согласующаяся в Библии почти всегда с глаголами и прилагательными в единственном числе, выражает, скорее, значение квинтэссенции, высшей степени качества, полноты божественности в лице единого бога, вобравшего в себя всех до того бывших богов (ср. «Бог богов» — 'ĕlôhçy hâĕlôhĭm — Втор. 10, 17). Подобная форма множественного числа слов — обозначений бога встречается и в других, более древних семитских мифологиях, например в аккадской, где она свидетельствовала о предпочтении данному богу среди прочих богов; однако в русле иудаистического монотеизма такая форма была переосмыслена как обозначение единого бога. В греческом переводе Библии — Септуагинте слово «Э.» передается существительным единственного числа — ŏθχός-(«бог»). Корень слова «Э.» — 'ç1 (Эл) представляет собой вариант общесемитского обозначения бога (см. ИЛУ, АЛЛАХ). Имя Эл также встречается в Библии как самостоятельно, так и в составе божественных имен (напр., во вложенной в уста Мельхиседека формуле 'el 'elîôn — «бог всевышний», Быт. 14, 18, отражающей реальное бытование обоих компонентов у западносемитских народов) и имен теофорных [напр., Михаил (Михаэл), Рафаил (Рафаэл) и др.].Предполагается, что вследствие того, что слово 'ç1 обозначало у семитских народов верховное божество, главу пантеона, особенно в завоеванном иудеями Ханаане, ими была принята форма Э., которую они этому слову противопоставили как обозначающую бога единого. Архаизирующая библейская поэтическая образность сохранила, однако, некоторые реликты древнейших семитских представлений об Эле как крылатом солнечном боге, известные на почве Финикии, Гебала (Вибла); таковы образы бога, простирающего свои крылья над своими птенцами (Втор. 32, 11-12) или в Псалмах.Имя Э., первоначально служившее, таким образом, обозначением бога, переосмысленным в духе иудаистического монотеизма, но восходящим к общесемитскому употреблению, постепенно приобретает в библейских текстах статус имени собственного. В полноте первого значения это имя предстает, например, в словах пророка Илии к сомневающемуся народу: «Если господь [яхве] есть бог [-Э.], то последуйте ему; а если Ваал, то ему последуйте» (3 Царств 18, 21). Второе употребление утверждается в религиозной практике в тем большей степени, что на собственно имя бога, открытое им Моисею (см. ЯХВЕ), иудаизм накладывает суровые ограничения. См. также ИУДАИСТИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ. М. Б. Мейлах.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте