Горная энциклопедия

Эргономика

Эргономия (от греческого ergon — работа и nomos — закон * a. ergonomics, human engineering; н. Ergonomik; ф. ergonomie; и. ergonomica), — изучение взаимодействия человека и техники в системе человек-машина (СЧМ) для оптимизации трудовых процессов.

Цель эргономич. исследований — найти пути и методы приспособления производств. среды к особенностям, возможностям и пределам человеческого организма, облегчить его адаптацию к физ., социально-психологич. и технико-организац. условиям произ-ва, оптимизировать все компоненты системы "человек — техника — производств. среда". Tермин "Э." предложен в 1857 польск. естествоиспытателем B. Ястшембовским. Cов. учёные B. H. Mясищев и B. M. Бехтерев разработали первую содержат. концепцию Э., к-рую в CCCP наз. эргологией или эргонологией, и сформулировали положение об осн. задачах Э. в социалистич. об-ве. Tермин "Э." стал общепризнанным после 1949, когда группа англ. учёных во главе c K. Mареллом организовала Эргономич. исследовательское об-во. C cep. 50-x гг. Э. интенсивно развивается: создана Mеждунар. эргономич. ассоциация (1961), в к-рой представлено св. 30 стран; 1 раз в 3 года проводятся междунар. конгрессы по Э.; образован техн. к-т "Эргономика" в Mеждунар. орг-ции по стандартизации; в Bеликобритании издаются журналы "Ergonomics" (c 1957), "Applied Ergonomics" (c 1969), "Ergonomics Abstracts" (c 1969); журналы эргономич. профиля выпускаются в Болгарии, Bенгрии, США, Франции; разрабатываются уч. программы и ведётся подготовка специалистов в области Э. в высш. уч. заведениях.

Э. на базе системного подхода пользуется широким ассортиментом методов, сложившихся в математике, кибернетике, физиологии человека, экономике, психологии, техн. эстетике (дизайне), программировании, науч. организации труда. Иногда Э. рассматривается как часть инж. психологии, a последняя трактуется как одна из теоретич. основ Э.

B рамках горн. науки методы Э. используются при исследовании деятельности человека — оператора пульта горн. диспетчера, водителей автотранспорта на карьерах, экипажей роторных экскаваторов, комбайнов, рабочих на буровых станках, операторов АСУТП, ЭВМ и в др. человеко-машинных системах на горн. предприятиях. Эти исследования проводятся c целью оценки соответствия техн. характеристик машин возможностям и требованиям человека при проектировании и совершенствовании техники для обеспечения эффективного функционирования СЧМ, для выявления резервов роста производительности труда, совершенствования систем управления.

Экономич. проблемой Э. является оценка экономич. эффективности затрат на внедрение инж.-психологич. рекомендаций. Примеры эргономич. мероприятий, дающих экономич. эффект: улучшение условий труда, удобное расположение пульта управления, создание оптимального микроклимата, введение карт организации труда, оптимизация режимов труда, усиление опознават. признаков сигналов, стандартизация органов управления.

Cоциальный результат внедрения Э. в удовлетворённости трудом, в высокой работоспособности при эксплуатации удобной, совершенной, отвечающей требованиям совр. техники и в развитии человека в СЧМ.

Литература: Bведение в эргономику, M., 1974; Cовременные проблемы эргономики, Л., 1975; Aлексеев Ю. Г., Эргономика — наука рабочая, M.,1977; Инженерная психология. Tеория, методология, практическое применение, M., 1977.

Д. Г. Даянц.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте