Новая философская энциклопедия

ЭРН

ЭРН Владимир Францевич (5(17) августа 1882, Тифлис – 29 апреля (12 мая) 1917, Москва) – русский философ, публицист. В 1900–04 изучал историю и философию в Московском университете. Доцент, позже профессор университета. Активный участник Религиозно-философского общества памяти Вл.С.Соловьева в Москве, член редакции издательства «Путь».

Основой философской концепции Эрна является противопоставление новоевропейского «рационализма» с его «меонизмом» (онтологический нигилизм, от греч. μὴ ὄυ – «не-сущее»), имперсонализмом, детерминизмом и антично-христианского «логизма» с его онтологизмом, персонализмом, свободой. Ratio – это ущербное самоопределение философского разума, осуществленное в новоевропейской философии (истоки его – в схоластике, гуманизме Возрождения, религиозном индивидуализме Реформации). Ключевым в нем является метафизический и гносеологический индивидуализм Декарта, остающийся по сути неизменным во всей новоевропейской философии вплоть до Канта, Гегеля, неокантианцев. Ядро ratio – рассудочное «бестелесное» Я, трансцендентальный субъект, абсолютная инстанция полагания и видения, в противоположность сущему не попадающая под вопрос и остающаяся неизменной в процессе методически осуществляемого познания. Ratio органически связан с теорией непрерывного линейного прогресса, утилитаризмом и культом техники, подменяющими культуру цивилизацией как овеществленным «рационализмом». «Логизм» – это учение о божественном Логосе как источнике бытия и мышления, восходящее к античному онтологизму Парменида и Платона, развитое Аристотелем и неоплатониками и воцерковленное усилиями отцов Церкви. Мысль коренится в недрах божественного Разума, трансцендентного и одновременно имманентного всему, «сочувственно» проникающего сущее творческими энтелехиями-энергиями. Логос как посредствующее в творении личное начало, форма форм, целокупность смыслов есть «коренное и глубочайшее единство постигающего и постигаемого, единство познающего и того объективного смысла, который познается» (Борьба за Логос. М., 1911, с. 8). Логос открывается человеку трояко: космический – в сфере эстетического переживания в мифе, естественных религиях, искусстве; божественный – в христианстве; дискурсивно-логический – в философии. Характерное для ratio понимание истины как соответствия понятия предмету, самим же ratio и пред(под)ставляемым, в «логизме» сменяется пониманием истины как динамического осознания своего бытия-в-Истине. Познание онтологично: чтобы истинно знать, нужно истинно быть, и на вершине гносиса находятся святые. Учение Эрна как результат гносеологического анализа предполагает противостояние не двух христианских культур, Запада и Востока, но именно двух познавательных начал: ratio и Логоса. Католицизм для Эрна так же «логичен» и «динамичен», как и православие, в котором он подчеркивал более черты вселенского христианства, чем национальной русской веры. Главный предмет историко-философского исследования Эрна – диалоги Платона и традиции онтологизма платонического типа в отечественной и итальянской философии. Влияние идей Эрна прослеживается в построениях П.А.Флоренского, А.Ф.Лосева и др.

Сочинения:

1. Соч. M., 1991;

2. Христианское отношение к собственности. М., 1906;

3. Гносеология В.С. Соловьева. – В кн.: Сб. первый. О В.Соловьеве. М., 1911;

4. Г.С.Сковорода. Жизнь и учение. М., 1912;

5. Природа мысли. – «Богословский вестник», 1913, № 3–5;

6. Розмини и его теория знания. М., 1914;

7. Природа научной мысли. Сергиев Посад, 1914;

8. Философия Джоберти. М., 1916;

9. Разбор Послания Святейшего Синода об Имени Божием. М., 1917.

Литература:

1. Марченко О.В. В поисках своеобразия русской философии: В.Ф.Эрн. – В кн.: Философия в России 19 – нач. 20 в.: преемственность идей и поиски самобытности. М., 1991;

2. Он же. О В.Эрне и его книге о Г.Сковороде. – «Волшебная гора». М., 1998, № 7;

3. Stägliich D. Vladimir F.Ern (1882–1917). Sein philosophisches und publizistisches Werk. Bonn, 1967.

О.В.Марченко



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте