Советская историческая энциклопедия

ЕССЕИ

Оппозиционное общественно- религиозное течение в Иудее во 2-й пол. 2 в. до н. э. — 1 в. н. э., одно из главных предшественников христианства. Этимология слова "Е." достоверно неизвестна. Осн. сведения о Е. сохранились у Филона, Плиния Старшего, Иосифа Флавия, Хрисостома, Ипполита. Нек-рые сведения имеются в поздней патристической и талмудич. лит-ре. Согласно античным авторам, Е. жили обособленными коллективами. По словам Иосифа Флавия, Е. в 1 в. н. э. насчитывали 4 тыс. чел. Для общин Е. характерны общность имущества, совместный труд, коллективность быта (совм. трапезы, общие запасы одежды и пр.). Е. осуждали рабство и торговлю, т. к. она ведет к стяжательству. В отличие от официального иудейства, Е. отвергали кровавые жертвоприношения, ввели свой обряд ритуальных омовений и др. Внутренняя организация общин Е. характеризуется делением на возрастные группы, выборностью должностных лиц, строго установленным порядком приема и испытания вновь вступающих. Согласно Филону и Плинию, Е. вели безбрачный образ жизни, но Иосиф Флавий сообщает о двух ветвях ессейства; одна из них ради продолжения рода не отказывалась от семьи.

=====

Ессейство выражало пассивный протест нар. масс Иудеи против внутр. и внеш. угнетателей. Во время иудейской войны 66-73 н. э. часть Е. участвовала в антирим. борьбе. После поражения часть Е. слилась с иудеохрист. общинами. Новый толчок для изучения Е. дан открытыми в 1947 рукописями Кумранской общины (см. Кумранские находки), к-рую большинство исследователей считает ессейской.

=====

Лит.: Амусин И. Д., Рукописи Мертвого моря, М., 1960; Vermes G., The etymology of "Essenes", "Revue de Qumran", 1960, t. 2, No 7; Bauer P. W., Essener, в кн.: PWK, Suppl., t. 4, Stutt., 1924; Kosmala H., Hebräer-Essener-Christen, Leiden, 1959; Wagner S., Die Essener in der wissenschaftlichen Diskussion..., В., 1960.

=====

И. Д. Амусин. Ленинград.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте