Новая философская энциклопедия

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ИНДИВИД

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ИНДИВИД (лат. individuum naturalis) – категория, в которой выражено представление о человеке, характерное для многих античных и в значительной мере европейских и американских мыслителей 17–18 вв. о человеке как природном существе, которое в естественном состоянии [ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ]изолировано от других, обладая одинаковыми с ними способностями и равными правами. Представления о некоем «благородном дикаре», наделенном всеми положительными нравственными чертами, можно найти у Вольтера [ВОЛЬТЕР], Руссо, Локка, Дидро, Франклина, Пейна и др. Признание природного равенства служило для них основанием требований социального равноправия. По словам Ж.-Ж.Руссо, человек «во все времена был таким, каким я его вижу сегодня: ходил на двух ногах, пользовался своими руками, как пользуемся мы, охватывая своим взглядом всю природу...» (Рассуждение о происхождении неравенства. – В кн.: Руссо. Трактаты. М., 1969, с. 47). Если, напр., С.Пуфендорф [ПУФЕНДОРФ]утверждал, что естественный индивид был и робок, и слаб, то, по мысли Руссо, он был крепок, ловок и быстро обучался. Понятие естественного индивида подвергалось критике с позиций историзма. Эта критика, будучи в основе правильной, не всегда учитывала, что в «атомарности» (изолированности) естественного индивида своеобразно выражалась идея суверенности личности как условия свободного заключения последующего договора, а также то, что, поскольку за потребностями индивида скрывалась сама природа, то последняя понималась как предел, полагаемый тоталитаристским устремлениям государства.

Т.Б.Длугач



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте