Большая биографическая энциклопедия

Феодор Иоаннович

Феодор Иоаннович

(род. 31 мая 1557 г., † 7 января 1598 г.) — сын царя Иоанна Васильевича Грозного и супруги его, Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой; царь Московский и всея Руси с 19 марта 1584 г. и последний представитель Московских великих князей "собирателей земли Русской" из дома Иоанна Даниловича Калиты. Феодору было три года, когда умерла его мать Анастасия Романовна в 1560 г.; в следующем 1561 г. отец его вступил во второй брак с дочерью черкесского князя Темрюка, в православном крещении получившей имя Марии. Из тех немногих сведений, которые сохранились за время детства и юношества Феодора и старшего его брата Иоанна, видно, что царь Иоанн Васильевич брал их с собой в загородные поездки, например в 1564 г. в подмосковное село Черкизово на медвежью охоту: "и повеле по островом осеки осечи и медведи пущати, и тешился там не по один день". Весной 1569 г. вся царская семья отправилась в далекий путь на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь; Феодору было 12 лет, и эта поездка произвела на него сильное впечатление. Ему, очевидно, захотелось иметь в монастыре свою особую келью, подобно тому, как была келья у Иоанна, существовавшая для остановок во время приездов его в монастырь. Неизвестно, отважился ли царевич просить об этом отца, или сам царь пожелал сделать ему удовольствие, но в приходной книге Кирилло-Белозерского монастыря под 1570 г. находим сведение о том, что царевич Феодор пожаловал в монастырь 500 руб., да "на свою келью 100 руб." и что в этой келье он велел поставить образ Богоматери на золоте, обложен "серебром сканью", а в венце 3 камня, да 6 жемчугов. Судя по тому, каким рисуется Феодор Иоаннович впоследствии, когда он уже стал царем, можно полагать, что в детских и отроческих годах он был тихим, робким и способным к восприятию лишь того, что поражало его в природе или действовало непосредственно на его душу. Вследствие этого весьма понятно, что, с одной стороны, присутствие на медвежьей охоте в семилетнем возрасте, с другой стороны, поездка на север и пребывание в Кирилло-Белозерском монастыре глубоко поразили Феодора. Позднее, во время своего царствования, имея возможность следовать своим личным вкусам, он предавался богомолию и посещал монастыри, но в то же время находил утеху в "медвежьих комедиях" и охотах на медведей, которые заканчивались иногда довольно печально для участвовавших в них охотников, как мы увидим ниже.

В 1571 г. на третьей свадьбе царя Иоанна с Марфой Васильевной Собакиной царевич Феодор сидел в "большом месте" у государя за столом. Меньше чем через месяц царица Марфа скончалась, а в начале 1572 г. Иоанн женился в четвертый раз на Анне Колтовской. В мае 1572 г. он с молодой женой и обоими царевичами, в сопровождении обоза, состоявшего из 450 возов, нагруженных царской казной (т. е. имуществом), поехал в Новгород под предлогом переговоров со Швецией, а в действительности для того, чтобы быть в безопасности, если крымский хан приступит к Москве. В Новгороде царская семья прожила до 17 августа, прибыв туда 31 мая. По возвращении в Москву царь принял литовского гонца Воропая, который приехал с известием о смерти польско-литовского короля Сигизмунда-Августа и с просьбой не тревожить военными действиями Польши, Литвы и Ливонии до заключения вечного мира. В пространной речи, обращенной к Воропаю, Иоанн выставил те преимущества, которые получили бы Польша и Литва, если бы избрали его своим государем. Не желая отпустить на королевство царевичей Иоанна или Феодора, он прибавил: "Если паны хотят взять себе в государи которого-нибудь из сыновей моих, то их у меня только два, как два глаза у головы; отдать одного из них, все равно что из человека сердце вырвать". Речь свою он закончил пожеланием, чтобы как можно скорее были присланы послы для переговоров. 21 сентября он снова с обоими царевичами отправился в Новгород для военных действий против шведов.

В начале 1573 г. открылся в Варшаве сейм для избрания короля. Главными кандидатами были: 1) юный Эрнест, сын немецкого императора Максимилиана; 2) Генрих, герцог Анжуйский, брат французского короля Карла IX; 3) король шведский Иоанн или сын его Сигизмунд; 4) царь московский и всея Руси Иоанн. О выборе первых трех старались их посланники; Иоанн никого не отправил на сейм, рассуждая, что он нужен королевству, а потому следует ждать первого шага со стороны Литвы и Польши. 28 февраля 1573 г. литовский посол Гарабурда представился Иоанну в Новгороде и объявил, что литовские паны постараются склонить польских панов к избранию самого Иоанна или его сына Феодора, и просил дать решительный ответ, на ком из двух остановиться. Иоанн желал быть в сущности выбранным только на престол великого княжества Литовского, о чем дал понять Гарабурде через своих бояр, а полякам советовал выбрать немецкого эрцгерцога Эрнеста. Литовцы предпочитали Иоанну сына его Феодора и просили в таком случае возвратить Смоленск, Полоцк, Усвят, Озерище, а самому Феодору пожаловать некоторые города из древних русских владений. Иоанн не соглашался на эти требования, считая их чрезмерными. Он поставил несколько своих условий, на которых может быть отпущен Феодор для занятия польско-литовского престола; между прочим он желал, чтобы сыновья Феодора после его смерти, а если таковых не останется, то наследники Иоанна Иоанновича, владели бы королевством по праву наследия, а не избрания; чтобы Литва и Польша в этом случае были нераздельны с Россией, с особенным именем королевства Польского и великого княжества Литовского в титуле государей русских; чтобы Киев и Ливония были уступлены Московскому государству. В конце концов Иоанн заявил, что Феодор еще молод и не сможет защитить своего государства от врагов. Гарабурда уехал с поручением передать сейму не только условия, но и разные советы Иоанна. Все это ни к чему не повело, и в короли был выбран Генрих Анжуйский. После смерти Карла IX Генрих в июне 1574 г. тайно уехал из Польши во Францию. Снова наступило польское бескоролевье, а в связи с ним борьба за польский престол между многими венценосцами и польскими вельможами. На этот раз был избран седмиградский воевода Стефан Баторий, к огорчению литовского шляхетства, желавшего иметь королем Феодора, в надежде что он постоянно будет жить в Литве, полюбит страну, примет ее нравы и обычаи и, может быть, вернет ей Смоленск и всю землю Северскую.

В промежуток времени между 1572 и 1578 г. Иоанн написал духовное завещание, в котором высказывал убеждение, что он изгнанник, ведущий борьбу со своими врагами, что этой борьбе не видать близкого конца, а потому, давая наставление сыновьям, как им жить до окончания борьбы, высказывал желание, чтобы они не разделялись до тех пор, пока старший из них, Иоанн, не сломит крамолы и не утвердится на престоле. Иоанн завещал, чтобы братья жили между собой в согласии: "Аще Христос будет посреде вас, для вашея любви, и никто может вас поколебать, вы будете друг другу стена, и забрало, и крепость". Иоанну он велел беречь Феодора и любить, как самого себя, "чтоб ему ни в каком обиходе нужды не было, а всем бы был исполнен, чтоб ему на тебя не в досаду, что ему не дашь удела и казны". Феодору в удел царь назначил 14 городов, из которых главный Суздаль, но вместе с тем, будучи удельным князем, он не должен был думать ни о какой самостоятельности: "удел сына моего Феодора ему же (царю Иоанну Иоанновичу) к великому государству". Относительно опричины предоставлялось Иоанну и Феодору решить: "как им прибыльнее, так пусть и делают, а образец им готов". Отношения Феодора к старшему брату должны быть такие же, какие у него к отцу, т. е. он обязан во всем слушать его, быть ему покорным, желать ему добра: "Во всем в воли его (Иоанновой) буди до крови и до смерти, ни в чем ему не прекослови; а хотя будет на тебя Иванов сыновен гнев, или обида в чем-нибудь, и ты бы не прекословен был своему брату старейшему, и рати никакой не вчинял, и собою ничем не боронился, а ему еси бил челом, чтобы тебя пожаловал, гнев свой сложить изволил, и жаловал тебя во всем по моему приказу; а в чем будет твоя вина, и ты б ему добил челом, как ему любо, и послушает челобитья, ино добро, а не послушает, и ты б с собою не оборонялся ж, совсем бы еси, печаль на радость преложа, положил на Бога... И вы бы сей мой наказ памятовали крепко... да зде благоугодно поживши, и тамо будущих благ наследницы будете..."

В 1580 г. царевич Феодор женился на Ирине Феодоровне Годуновой, брат которой, Борис, пользовался в то время безусловным расположением царя Иоанна. В следующем 1581 г. на свадьбе Иоанна с Марией Феодоровной Нагой царевич Феодор был в "отцово место", а Ирина в "материно место". В 1582 году старший сын царя Иоанна Васильевича, Иоанн Иоаннович, пал жертвою его необузданного нрава, три дня спустя после того, как он в порыве гнева ударил его в висок острым железным наконечником своего посоха. Смерть любимого сына, на которого он возлагал столько надежд, удручающе на него подействовала. Созвав знатнейших бояр, Иоанн заявил им о своем намерении удалиться в монастырь и предлагал избрать вместо себя достойного государя, так как признавал Феодора неспособным управлять государством. Некоторые бояре были растроганы скорбью Иоанна и верили его искренности; другие же опасались коварства со стороны царя и мести себе и своему избраннику, а потому все умоляли его по-прежнему остаться на царстве. Иоанн согласился.

Зимой 1584 г. царь занемог, а 18 марта скончался, объявив своим наследником Феодора. В помощь ему, как указывают некоторые историки, он выбрал из членов Боярской Думы пятерых бояр (Ив. Петр. Шуйского, знаменитого защитника Пскова; Ив. Феод. Мстиславского, по матери троюродного брата Иоанна; Никиту Ром. Юрьева, брата первой супруги Грозного, Анастасии; Бор. Феод. Годунова и Богд. Яков. Бельского — любимцев Иоанна в последние годы его царствования) и двух думных дьяков, братьев Щелкаловых, имевших при царе Иоанне Васильевиче большое значение. В ночь с 18 на 19 марта многие приверженцы скончавшегося царя были высланы из Москвы или заключены в тюрьмы, а к Нагим, родственникам царицы, приставлена была стража, так как их обвинили в злых умыслах, вероятно в намерении объявить наследником престола сына Иоанна от брака с Марией Нагой, малолетнего царевича Дмитрия. Утром 19-го марта последовало письменное обнародование о воцарении Феодора, но ввиду борьбы придворных партий это сочли недостаточным и в начале мая созвали Земский Собор для избрания на престол царевича Феодора. Иностранцы говорят о единодушном избрании его высшими и низшими сословиями; из русских известий узнаем об участии "всех людей", или "именитых людей", пришедших к Москве "изо всех градов и всего государства Московского". На этом Соборе назначили день венчания Феодора на царство 31 мая. Вскоре после того царицу Марью Феодоровну Нагую с сыном Дмитрием, ее отца и братьев удалили в Углич, причем их торжественно проводили бояре, стольники и несколько стрелецких отрядов. Феодор прощался с братом со слезами на глазах, очевидно не сознавая, что отправляет его в ссылку. В Москве разгорелось волнение вследствие слухов, пущенных злонамеренными людьми, об опасности, угрожавшей царю. Говорили, что Богдан Бельский отравил Иоанна и намерен таким же способом погубить и Феодора. Вооруженная многотысячная толпа овладела в Китай-городе пушками и устремилась к Кремлю, но не проникла туда, потому что успели затворить ворота. Кн. Мстиславский, боярин Никита Романович и дьяк Щелкалов от имени царя вступили в переговоры с мятежниками и, на требование выдать Бельского, ответили, что он будет отправлен в ссылку, но в действительности назначили его воеводой в Нижний Новгород. Рязанцы Ляпуновы, Кикины и другие возмутители московской черни сосланы были в дальние города и заключены в тюрьмы. 31 мая произошло торжественное венчание на царство Феодора Иоанновича в Успенском соборе. Духовник государя нес, при звоне всех колоколов, из царских палат в Успенский собор животворящий крест, венец и бармы, а Годунов скипетр. Кремлевская площадь была сплошь занята народом, но все стихло, когда на дворцовом крыльце показался Феодор, сопровождаемый боярами и стольниками. Миропомазание совершил митрополит Дионисий; он же приобщил царя Св. Тайн и в краткой речи изложил главные обязанности царя. По сказаниям очевидцев, амвон, на котором сидели царь и митрополит, аналой, где лежала царская "утварь", и места для духовенства были устланы бархатами, а помост церкви — персидскими коврами и английскими сукнами. Во время миропомазания Борис Годунов держал скипетр, Никита Ром. Захарьин-Юрьев и Дм. Ив. Годунов (дядя Ирины) царский венец на золотом блюде. Приняв благословение митрополита, Феодор был осыпан деньгами в южных дверях собора и пошел поклониться гробам предков. Духовные и светские власти обедали затем с царем в Столовой Палате. По случаю царского венчания последовали милости: уменьшение налогов, освобождение заключенных и пленников, раздача наград боярам и служилым людям. Целую неделю продолжались народные увеселения, закончившиеся воинским праздником за городом, на обширном лугу, в присутствии царя, всей знати и множества народа; гремело 170 медных пушек перед восемью рядами стрельцов, одетых в тонкое сукно и бархат. Первое время по воцарении Феодора главным его советником был дядя его со стороны матери Никита Романовнч Захарьин-Юрев, а затем, вследствие болезни Никиты Романовича (он занемог в августе 1584 г. и скончался в апреле 1586 г.), власть перешла в руки царского шурина Бориса Феодоровича Годунова, по причине дружеского расположения к нему его сестры, царицы Ирины, имевшей большое влияние на доброго и лишенного воли Феодора Иоанновича. Царица получила хорошее для своего времени образование, т. е. была начитана в священном писании и в творениях св. отцов церкви, и, по свидетельству иностранцев, бывших в России, отличалась мудростью и милосердием. Будучи неспособен вникать в дела государственного управления и тяготясь ими, царь, "избывая мирской суеты и докуки", отсылал всех челобитчиков к Годунову. В царских грамотах этого времени встречаем нововведение: разные льготы, например Ипатьевскому монастырю и Переяславским рыболовам, стали даваться по челобитью царицы; позднее появились грамоты, начинавшиеся следующим образом: "Божию милостию мы великий государь царь и вел. кн. Феодор Ивановичь всеа Руси самодержец, и наша царица и вел. княгиня Ирина". Из этого нельзя вывести заключение об официальном участии царицы в государственных делах, но можно полагать, что Годунов предложил как-нибудь царю, горячо любившему свою жену, оказать милость ее именем; это вошло в обыкновение, а затем имя царицы получило в грамотах одинаковое значение с именем Феодора Иоанновича.

Усиление Годунова не могло пройти бесследно. По свидетельству летописца, среди бояр возникло два течения: одни стояли за Бориса, другие были против него; во главе последних находился кн. Ив. Феод. Мстиславский, которого Годунов назвал себе сначала отцом. Не вдаваясь в подробности, скажем только, что сторонниками последнего течения, по мысли кн. Шуйского, некоторых бояр и московских купцов, была изготовлена челобитная царю о разводе его с бездетной Ириной и о вступлении в новый брак. Если бы эта челобитная была принята, то власть Годунова, естественно, рушилась бы. Митрополит Дионисий, голос которого имел большое значение в данном вопросе, согласился действовать заодно с челобитчиками, но Годунов узнал о заговоре, и ему удалось убедить Дионисия не начинать этого дела. Следствием такого замысла Шуйских было гонение на них и на их сторонников (их обвинили в "измене"), затем ссылка и заточение; людей их и "гостей" московских предали пытке. Митрополит Дионисий и Крутицкий архиепископ Варлаам стали говорить царю о "неправдах" Годунова. Действие вышло обратное тому, какое они ожидали; сами они пострадали за свое "печалование". Дионисия заточили в Хутынский монастырь, а Варлаама в Антониев Новгородский. В митрополиты же был возведен архиепископ ростовский Иов, вполне преданный Годунову.

Сношения с иностранными державами и изменения во внутреннем распорядке Московского государства зависели почти всецело от воли Годунова, которого называли "изрядным правителем", а потому мы постараемся представить обзор внешних и внутренних событий царствования Феодора Иоанновича, не вдаваясь в подробности, уместные в биографии Годунова. Остановимся сначала на внешнем облике и на ежедневном домашнем и общественном обиходе Феодора Иоанновича, а затем уже перейдем к рассмотрению сношений с иностранными державами.

Небольшого роста, приземистый, с некоторой наклонностью к отеку и нетвердой походкой, Феодор Иоаннович производил впечатление человека малоподвижного и недеятельного. Цвет лица у него был бледный, нос ястребиный, а на губах постоянно играла добрая улыбка, переходившая часто в смех. Феодор Иоаннович вставал обыкновенно рано. Умывшись и одевшись с помощью постельничего, спальников и стряпчих, он выходил в Крестовую, куда являлся духовник с крестом, а один из крестовых дьяков поставлял перед иконостасом на аналое образ святого, память которого праздновалась в тот день. Приложившись ко кресту, царь начинал креститься перед принесенной иконой и молиться вслух, кладя земные поклоны, что продолжалось приблизительно четверть часа. По окончании молитвы царь прикладывался к этой иконе, а духовник окроплял его святой водою, которая называлась "праздничной", потому что освящалась в храмовые праздники. Монастыри и многие приходские храмы присылали государю праздничную святыню: икону праздника, просфору и святую воду, которая не переводилась в течение всего года. За привоз этих святынь обыкновенно давалось, по царскому указу, "сукно доброе", ценой в 2 рубля.

Окончив утреннюю молитву, государь посылал ближнего человека к царице спросить ее о здоровье и как почивала. Потом он сам шел в ее горницы: "переднюю" или "столовую" и, поздоровавшись, они вместе слушали в одной из "верховых" церквей заутреню, а иногда и раннюю обедню. В передней государевой горницы собирались бояре, окольничие, думные и ближние люди "ударить челом государю" и присутствовать в Боярской Думе. Поговорив с ними, Феодор Иоаннович, часу в девятом, отправлялся к поздней обедне в одну из придворных церквей. В праздничные дни "выход" был торжественнее, чем в будни. Во время обедни, которая продолжалась два часа, царь разговаривал с боярами, которые рассуждали и между собой, как будто бы находились в Думе. После обедни царь возвращался в свои покои и отдыхал до обеда.

Порядок и обряд комнатного стола был весьма сложный, так как принималось множество предосторожностей, из опасения отравы и порчи. Прежде чем попасть на царский стол, каждое блюдо пробовали: повар, в присутствии самого дворецкого или стряпчего, отпуская кушанье с поварни; ключники, подавая на кормовой поставец; дворецкий, когда сдавал стольникам; кравчий, принимая от стольников, отведывал от каждого блюда и ставил на стол. Такой же порядок наблюдался и с винами; их несколько раз отливали и пробовали, а когда кубок доходил до чашника, то он держал его во все время обеда и каждый раз, как государь спрашивал вино, отливал из кубка в ковш, выпивал из ковша, а потом уже подносил кубок царю.

После обеда царь ложился и спал обыкновенно часа три, до вечерни, которую слушал в верховой церкви. После вечерни до ужина царь и царица проводили время в кругу самых близких людей; одним из любимых развлечений служили дураки-шуты и дурки-шутихи, карлы и карлицы. Они пели песни, кувыркались и вообще потешали царя и царицу. Другой забавой, как мы упомянули выше, была "медвежья комедия", в которой медведники-поводильщики доставляли зрителям немало веселья своими присказами и прибаутками, для объяснения медвежьих выходок. 20 февраля 1585 г. такая комедия началась тем, что некий Феодор Пучок Молвенинов привел государю "медведя с хлебом да с солью в саадаке" и потом "спущал" своего ученого медведя на бой с диким медведем. За это представление, очевидно доставившее Феодору Иоанновичу большое удовольствие, поводильщик получил довольно значительную награду: камку добрую в 5 руб., зуфь костоманскую в 3 руб., сукно доброе в 2 руб.; да человек его получил суконце в 4 гривны. В начале того же 1585 г. Василий Усов "тешил" государя — заколол перед ним медведя, за что получил камку и сукно одинаковой стоимости с Молвениновым, да, кроме того, 10 руб. денег. 5 мая того же года, в именины царицы Ирины, "тешился государь медведи, и волки, и лисицами, и медведь ободрал охотника Юрия Глазова", а 19 июня на "потехе" медведь ел охотника Петра Микифорова, но каждому из них за увечье было дано только по сукну доброму, ценою в два рубля. Оканчивая день, после ужина, царь снова шел в Крестовую и молился около четверти часа. В покое государя ложился постельничий, который всегда убирал и охранял царскую постель, а иногда стряпчий с ключом и один или два спальника. В смежной комнате ложилось еще шестеро стряпчих и спальников; в третьей комнате помещалось несколько стряпчих и дневальных жильцов; у внешних дверей сторожили истопники. Этот обряд сохранился и при первых царях дома Романовых.

Мы привели описание ежедневного обихода царя Феодора Иоанновича на основании книги Флетчера. В тех случаях, когда бывали приемы иностранных послов и гонцов и заседания Боярской Думы, распорядок дня должен был, само собой, несколько измениться. Флетчер называет Боярскую Думу парламентом и подробно описывает, как происходили совместные заседания этой Думы с Освященным Собором. Царь постоянно присутствовал на заседаниях, но интересовался лишь в редких случаях, когда поднимался какой-нибудь церковный вопрос.

Феодор Иоаннович, как мы видели выше, был очень богомолен; религиозность его, однако, вследствие малой развитости и образованности, была чисто внешняя, церковно-обрядовая. Сохранилось известие, что во время "монастырской" жизни в Александровской слободе царь Иоанн Грозный "в четвертом часу утра ходил на колокольню с царевичами и с Малютой Скуратовым благовестить к заутрене". Привычка эта осталась у Феодора навсегда, и, будучи царем, он хаживал иногда звонить на колокольне. Находя удовлетворение своим духовным потребностям в еженедельном посещении монастырей и в торжественных богослужениях, он награждал тех лиц, которые удовлетворяли его богомольному настроению. Из расходной книги Казенного Двора 1584—85 гг. можно почерпнуть мелочные, но интересные подробности о некоторых существовавших в то время обычаях и о тех выдачах, какие делались по приказанию царя. Так, например, в очень многие московские монастыри и в церкви выдавался от царя ладан; за совершение богослужения в торжественные дни митрополит Дионисий, после обеда за царским столом, получал несколько аршин какой-нибудь ткани, и, кроме того, ему каждый раз "являли", т. е. показывали, "кубок орех индейской окован серебром"; вместо этого кубка, считавшегося, по-видимому, в числе редкостей, митрополиту выдавалось по 9 руб. из Большого Прихода. За причастие царя великим постом 1585 г. его духовник, Благовещенский протопоп, получил бархат и камку ценой в 19 руб. 19 алтын, да денег 50 рублей — что по тому времени составляло довольно большую сумму. Благовещенскому дьякону даны были два сукна добрыя, цена по 2 руб. сукно, за то что он у государя на Рождество Христово да на Крещенье "кликал на часах многолетье".

На Казенном Дворе бывали большие запасы тканей и мехов, но их постоянно приходилось пополнять. Чтобы иметь собственный бархат, Феодор Иоаннович вызвал из Италии мастера Марко Чинони; ему был отведен дом близ Успенского собора, и из его ткацкой доставлялись бархаты и парчи. Закупка мехов поручалась надежным и сведущим лицам, но так как весь торг составлял собственность царя, главного и самого богатого вотчинника Московского государства, то городовые и посадские люди должны были "радеть" царю, не рассчитывая на награду за доставленную прибыль. Поразительный пример тому мы видим в награде, которую получили в 1585 г. три устюжанина; каждому из них дано по 9 арш. камки доброй, цена по 20 алтын аршин; "а пожаловал их государь за то, купили они на Вологде на государя соболи и куницу и белку, и в том товаре учинили государю прибыли 1550 руб.".

Феодору Иоанновичу доставляло немалое удовольствие рассматривать работы золотых дел мастеров, алмазников, ceребреников, иконописцев, оружейников и вообще разных ремесленников, которые изготовляли что-либо для украшения царского дворца или лично для него. Архиепископ элассонский Арсений, бывший в Москве в 1588 г. с константинопольским патриархом Иеремией, пришел в изумление от прекрасных мозаичных изображений Иисуса Христа, Богоматери, ангелов, иерархов и мучеников на стенах палаты царицы Ирины. В других покоях дворца он обратил внимание на изящные золотые и серебряные сосуды в виде различных зверей и птиц. В царствование Феодора Иоанновича произошел переход от иконописи к писанию картин. Грановитая палата, называвшаяся подписной, была украшена бытейским историческим письмом, т. е. картинами из Ветхого и Нового Завета; во всех окнах палаты, в откосах, были написаны изображения великих князей и государей московских, начиная с великого князя Ярослава. В одном из простенков, под верхним окном, был написан царь Феодор Иоаннович портретно, а ниже он же на троне в полном царском одеянии; по правую сторону трона стоял Борис Годунов в шапке мурманке, в верхней золотой одежде на опашку, а вокруг него и с левой стороны трона бояре; над ними изображена была Палата, а за Палатой соборная церковь.

Перейдем к изложению событий, имевших весьма важное по своим последствиям значение в жизни Московского государства. Мы разумеем смерть царевича Дмитрия в Угличе и рождение, а затем кончину дочери царя Феодора Иоанновича. 15 мая 1501 года скончался в Угличе царевич Дмитрий. Событие это передавалось крайне разноречиво всеми лицами, близко стоявшими к царевичу: по словам одних, его зарезали Осип Волохов (сын мамки), Данило Битяговский и Никита Качалов; по словам других, царевич страдал падучей болезнью и пал жертвой собственной неосторожности, наколовшись на нож. Внезапная смерть царевича ошеломила его мать и дядей, Нагих, подняла на ноги весь Углич и повела за собой целый ряд следствий, пыток и ссылок. Главным следователем был кн. Вас. Ив. Шуйский. Царь Феодор Иоаннович, нежно относившийся к своему меньшому брату, был сильно огорчен его кончиной и собирался поехать в Углич, но Годунов отговорил его. Народная молва называла Годунова убийцей царевича и объясняла это злодеяние желанием его устранить Дмитрия как единственного наследника бездетного Феодора Иоанновича. Тогда же распространился и совершенно другого рода слух: будто убит попов сын, а царевич заранее скрыт Романовыми в одной из их отдаленных вотчин на севере. Некоторые из историков позднейшего времени полагают, что если действительно царевич был убит, то гораздо более вероятно приписать его убийство кн. Вас. Ив. Шуйскому, чем Годунову. "Углицкое дело" настолько возбудило умы, что Годунова же стали винить в поджогах, когда в июне 1591 г. сделался пожар в Москве и выгорел весь Белый город. Говорили, что он хочет милостями, которые расточал погоревшим, заглушить ропот и недоброжелательство, возникшие против него после смерти царевича.

Царь Феодор Иоаннович, а главным образом царица Ирина печалились, что у них нет детей и неоднократно совершали богомольные "походы" по монастырям, усердно прося у Бога дарования чада. В 1588 г., во время пребывания константинопольского патриарха Иеремии в Москве, царица просила его и сопутствовавшее ему греческое духовенство молить Бога о рождении благословенного наследника. В июне 1592 г. царь и царица были обрадованы рождением дочери. 14 июня в Чудове монастыре окрестили царевну именем Феодосии. В этот день обедали у царя в Грановитой палате духовенство, бояре и другие чины "без мест". Царь простил всех опальных и самых важных преступников, осужденных на смерть; велел выпустить узников из темниц; щедро наделил монастыри; послал много денег и мехов греческим патриархам; послал свою царскую милостыню во Львов (в теперешней Галиции) на построение там соборной церкви в имя Успения Пресв. Богородицы. Радость родителей была, однако, непродолжительна: царевна Феодосия скончалась в 1594 г., как можно полагать — 25 января. Феодор дал по ней в Кирилло-Белозерский монастырь 500 руб. на поминовение и на корм; поминовение совершалось 25 января и в именины царевны, 29 мая. Не только царь и царица, но и вся Москва оплакивала кончину Феодосии. Она была погребена в Вознесенском монастыре; царь дал туда вотчину в Мосальском уезде, село Чертень. Здесь будет кстати упомянуть и о других пожертвованиях, сделанных Феодором в Кирилло-Белозерский монастырь. После кончины своего отца, царя Иоанна, он дал по нем 1633 руб. и 11 алтын. В 1589 г. по кн. Ив. Петр. Шуйском, в иноках Ионе, дал 50 руб. да образов и книг на 50 руб. В 1595 г. пожаловал в вотчину два села: Новую-Ергу да Городище, с деревнями и всеми угодьями.

Как мы уже заметили выше, кончина царевича Дмитрия, а затем царевны Феодосии имели важные последствия. Останься в живых царевич, не появился бы Лжедимитрий; если бы не скончалась Феодосия, то царица Ирина не пошла бы в монастырь, и все течение жизни Московского государства приняло бы другое направление. Народная молва истолковывала многие события совершенно превратно, так как видела всюду и во всем старание Годунова очистить себе путь к престолу и избавиться для этого от тех лиц, которыя могли иметь хоть малейшее притязание на московский престол. Молва приписала Годунову не только убиение царевича Дмитрия, но ослепление Симеона Бекбулатовича, "сведенного из Тверского удела в cело Кушалино", насильное пострижение Марьи Владимировны (вдовы ливонского короля Магнуса), отравление ее маленькой дочери Евдокии, затем царевны Феодосии и, наконец, самого царя Феодора Иоанновича. Мы лишь упоминаем обо всем этом, а не останавливаемся подробно, так как все слухи, направленные против Бориса Годунова, относятся к его биографии, а не к биографии Феодора Иоанновича.

Сношения с иностранными государствами.

Сношения с Польшей и Литвой, в силу близкого соседства, были издавние; Московское государство то враждовало с ними, то мирилось. Ко времени воцарения Феодора Иоанновича польские отношения стояли на первом плане в делах внешних; предстояло их уладить и решить вопрос о пленных, еще не разменянных после войны Иоанна Грозного со Стефаном Баторием. Польский посол Лев Сапега приехал в Москву в 1584 г., не зная о кончине царя Иоанна, а потому решил отложить свое представление новому царю до получения другого наказа, что произошло лишь три месяца спустя после его приезда. 22 июня он был торжественно принят Феодором Иоанновичем, после чего и вступил в переговоры с боярами. Сапега заключил перемирие на десять месяцев, но московским послам в Польше, боярину кн. Троекурову и думному дворянину Безнину, удалось склонить Батория продлить перемирие еще на два года, несмотря на то что он желал войны и требовал уступки Смоленска, Северской земли, Новгорода и Пскова. Не имея возможности завоевать Московское государство, Баторий придумал мирный способ присоединения его к Польше. В марте 1586 года прибыл в Москву чрезвычайный посол короля, Мих. Гарабурда, давно известный московскому двору, прекрасно говоривший по-русски и притом православный, с предложением вечного мира. Условие для этого мира было совершенно неожиданное: в случае кончины Стефана великое княжество Литовское и Польша должны были присоединиться к Московскому государству; если же Феодор умрет раньше, то пусть Московское государство обяжется признать Стефана своим государем. Это предложение было сделано, очевидно, с расчетом на бездетность и слабое здоровье Феодора Иоанновича; бояре нашли "непригожим" толковать о смерти того или другого государя и не сочли возможным согласиться на уступку вышеупомянутых областей. Вследствие этого Гарабурда уехал, ничего не добившись.

Баторий усердно готовился к войне и сумел склонить на свою сторону папу Сикста V, который, желая видеть на московском престоле католика, для "предприятия столь великого" назначил ежемесячно 25000 скудий. 28 июня 1586 г. кн. Троекуров вторично отправился к Стефану Баторию, застал его в Гродне и вручил панам грамоту от бояр; бояре предлагали мир с условием, чтобы были возвращены Киев, Ливония и все, что считалось древней собственностью Московского государства. Паны упрекали русских в гордости и между прочим говорили: "Разве мы не ведаем нынешних жалких обстоятельств вашей земли? У вас есть царь: но какой? едва дышит и бездетен; умеет только молиться. Бояре в смутах, народ в волнении, Держава в неустройстве, рать без усердия и без добрых воевод... Отечество в несгоде, а они презирают наше доброжелательство и твердят, что царь готов стоять против всех недругов". Князь Троекуров отвечал с большим достоинством: "Царствование благодатное именуете несгодою и бедствием для России. Видите гнев Божий, где мы видим одну милость Небесную. А будущее известно ли смертному?.. Горе тому, кто злословит Венценосца. Имеем царя здравого душой и телом, умного и счастливого, достойного своих великих предков. Как отец, дед, прадед Феодоров, так и Феодор судит народ, строит землю, любит тишину, но готов и разить недругов. Есть у него воинство, какого еще не бывало в России: ибо он милостив к людям и жалует их щедро из казны своей; есть воеводы доблие, ревнители славы умереть за отечество. Так, Феодор умеет молиться, и Господь, благоволя о небесной вере его, конечно даст ему победу — и мир, и благоденствие, и чад возлюбленных, да царствует племя Св. Владимира во веки веков". Относительно соединения обеих держав кн. Троекуров сказал, что царь не может решить столь важного дела без Земского Собора, а так как для созвания его потребуется много времени, то он просил продлить перемирие. Решили утвердить перемирие еще на два месяца, т. е. до августа 1588 г., чтобы в течение этого времени съехаться великим послам на реке Ивате, между Оршей и Смоленском. Баторий принял кн. Троекурова на отпуске и послал с ним поклон Феодору.

12 декабря 1586 г. скончался Баторий. Получив известие об этом, послали в Литву дворянина Ржевского выразить панам соболезнование и предложить в короли Феодора. Паны не стали входить в переговоры, а предложили прислать послов на сейм в Варшаву, причем дали понять, что следовало бы брать пример с немецкого императора, с Франции и Швеции, которые шлют богатые дары. В Польше и в Литве разыгрались страсти; одни были за Замойского, сподвижника Стефана, другие за его врагов, Зборовских. Из Литвы явились в Москву послы, прося продлить перемирие до конца 1588 года. Бояре указывали им на те выгоды, которые получат Польша и Литва от избрания Феодора, так как он желает королевства не для увеличения земель своей державы, а для защиты их от неверных; он уступит панам и рыцарству все, что земля платила королю; даст им поместья в новых русских владениях; на собственные средства построит крепости на берегах Днепра, Донца и Дона. Вследствие убеждения литовских послов о необходимости иметь представителей на Варшавском сейме, были отправлены в Польшу Ст. Вас. Годунов, кн. Ф. М. Троекуров и дьяк Вас. Яков. Щелкалов; кроме полной доверенности, им вручено 48 писем к духовным и светским сановникам, но даров с ними не послано. Сейму предлагались следующие условия для соединения Польско-Литовского и Московского государств. Государь ни в чем не изменяет прав и вольностей польских и литовских без приговора Вельможной Думы, которая располагает независимо казной и всеми государственными доходами. Он жалует бедным литовским и польским дворянам земли на Дону и Донце; платит из собственной казны до 100000 золотых венгерских монет тем ратным людям, которым остался должен Стефан Баторий. Соединенные государства должны приложить все старания, чтобы воевать Оттоманскую империю, а для этого заключить союз с императором немецким, королем испанским и шахом персидским, свергнуть крымского хана Ислама и посадить на его место расположенного к России Сайдет-Гирея. Рати Московская, Казанская и Астраханская будут всегда бесплатно готовы для защиты Литвы и Польши, а денежные средства на военные издержки увеличатся, так как не будет необходимости содержать пограничные крепости между Литвой и Россией. В случае освобождения Молдавии, Валахии, Боснии, Сербии и Венгрии от ига султанского — они присоединяются к Литве и Пол



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте