Большая советская энциклопедия

Фибих

I

Фи́бих (Fibich)

Зденек (21.12.1850, Вшеборжице, – 15.10.1900, Прага), чешский композитор, пианист, хормейстер. Учился у И. Мошелеса (фортепиано), С. Ядассона (композиция) в Лейпцигской консерватории (1865–67). Совершенствовался в Париже и Мангейме. С 1871 до конца жизни работал в Праге (лишь в 1873–74 преподавал пение в школе в Вильнюсе). Был 2-м дирижёром и хормейстером «Временного театра» (1875, 1877), возглавлял русский хор в православной церкви (1878–81). Преподавал главным образом фортепианную игру (среди учеников – К. Коваржовиц, О. Острчил, З. Неедлы). Крупнейший (после Б. Сметаны и А. Дворжака) представитель национальной школы, Ф. был носителем романтических традиций в чешской музыке. Стиль Ф. сформировался под влиянием нем. музыкального романтизма (главным образом сочинения Р. Шумана), а также чеш. романтической поэзии (многие вокальные сочинения Ф. написаны на стихи Я. Врхлицкого). Произведения Ф. отличаются драматизмом, поэтичностью, лирической взволнованностью, патриотическими устремлениями (некоторые основаны на чеш. народном эпосе); в них используется национальный музыкальный фольклор. Среди сочинений – оперы «Бланик» (1877), «Мессинская невеста» (по Шиллеру, 1883), «Буря» (по Шекспиру, 1894), «Геды» (по Байрону, 1896), «Шарка» (1897), трилогия мелодрам «Ипподамия» (слова Врхлицкого, 1889–91), близкая к музыкальным драмам Р. Вагнера; 3 симфонии, симфонические поэмы, камерно-инструментальные ансамбли, песни, циклы фортепианных пьес.

Лит.: Бэлза И., Очерки развития чешской музыкальной классики, М. – Л., 1951, с. 310–16, 422–36.

З. К. Гулинская.

II

Фи́бих (Viebig)

Клара (17.7.1860, Трир, – 31.7.1952, Зап. Берлин), немецкая писательница. Получила музыкальное образование. От натуралистических романов, рисующих картины диких нравов нем. деревни («Дети Эйфеля», 1897, и др.), трагическую судьбу женщины («Женская деревня», 1900), пришла к произведениям, реалистически изображающим тяжёлую жизнь городской бедноты – «Хлеб насущный» (1910), «Горсть земли» (1915). Позднее творчество Ф. несёт черты мелодраматизма, ослабления социальной критики.

Соч.: Ausgewähite Werke, Bd 1–8, Stuttg., 1922; Der Vielgeließte und die Vielgehate, Stuttg. – B., 1935.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте