Музыкальная энциклопедия

Флейта

(нем. Flote, итал. flauto, франц. flыte, англ. flute; первоисточник -прованс. flaьto).

1) Духовой лабиальный муз. инструмент. Представляет собой трубку с цилиндрич. или слегка конич. каналом. Звук извлекают, вдувая струю воздуха по касательной к срезанному краю трубки непосредственно в канал (в Полинезии существует носовая Ф., в к-рую воздух вдувается не ртом, а носом).

Ф. бывают открытые с обоих концов, или простые, (флуер, кавал) и закрытые, у к-рых обращённый к исполнителю конец трубки закрыт, а вблизи него в стенке ствола вырезано отверстие для вдувания воздуха (узб. най, лимба, ди). Закрытые Ф. звучат приблизительно на октаву ниже, чем открытые той же длины. Существуют также свистковые Ф. (сопилка, сопель), снабжённые особым приспособлением — т. н. свистковым устройством. Трубка снабжена у них клювообразным наконечником с деревянной пробкой. Она закрывает канал ствола, оставляя узкую щель, к-рая точно направляет струю воздуха на грань спец. поперечного среза ствола.

Ф. — один из древнейших муз. инструментов (см. Сиринкс), осн. представитель семейства флейтовых, включающего многочисл. разновидности. В своём развитии на протяжении мн. веков конструкция Ф. подвергалась значит. изменениям — от простейших свистулек, т. н. охотничьих манков (разл. свистковых приспособлений для приманивания птиц и зверей), тростниковых P., P., сделанных из дерева (веток), скорлупы крупных орехов, раковин, из кости, глины и др. до фарфоровых, янтарных, сделанных из золота, хрустальных, применявшихся в придв. музицировании в 17-18 вв. и усовершенствованных совр. Ф., изготовляемых из гренадильного, эбенового дерева или металла (попытки использовать пластмассу не дали положит. результатов). Известны 2 осн. вида Ф., различающихся по способу держания инструмента при игре, — продольная (прямая; держат в положении, близком к вертикальному) и поперечная (косая, держат горизонтально). К продольным Ф. относятся древние флажолет, блокфлёте (ныне возрождённая), двойная (аккордовая) Ф., флейта Пана и др. Продольные Ф., имевшие цилиндрич. канал и клювообразный мундштук, наибольшее распространение получили в 17 в. Поперечные Ф. впервые упоминаются в 9 в. до н. э.; были известны в Китае, затем в Индии, Этрурии, Византии и у слав. народов. В страны Центр. Европы проникли ок. 10 в. Позднее в странах Европы использовалась поперечная, или т. н. немецкая, Ф. (известна в др. странах под назв.: франц. flыte allemande, англ. German flute, итал. flauto allemande, flauto traverso, нем. Querflцte, Schweizerflцte и др.). Первоначально она изготовлялась из одного куска дерева, имела цилиндрич. канал, отверстие для вдувания воздуха на верхней боковой стороне и 6 игровых отверстий, расположенных в один ряд: диапазон d1 — а3. Во 2-й пол. 17 в. франц. мастера применили у таких Ф. суживающееся (конич.) сверление (как у старинных), и с подобной конструкцией ствола Ф. вновь распространились в Германии, где их стали изготовлять с 2-3 дополнит. отверстиями, прикрытыми клапанами. Во 2-й пол. 18 в. по нем. образцам поперечные Ф. делались и в России — на фабрике муз. инструментов М. П. Переплётчикова в Москве. Нем. Ф. существовала до 30-х гг. 19 в. — до её коренной реконструкции нем. флейтистом-виртуозом, инстр. мастером и композитором Т. Бёмом, придавшим инструменту совр. вид. Конич. канал он заменил цилиндрическим (во 2-й модели; 1-я имела ещё конич. канал), величина и расположение звуковых отверстий определяются в его Ф. не аппликатурными удобствами, а акустич. принципами, позволяющими достигать наибольшей чистоты и полноты звучания; для удобства и облегчения игры Бём снабдил Ф. системой клапанов, закрывающих звуковые отверстия. Он стал изготовлять инструменты из металла (часто делались из серебра). Новый вид получил название флейты Бёма. В результате введённых им усовершенствований звук стал сильнее и плотнее, но несколько менее "элегичным" по тембру, чем у старинных Ф.

Со 2-й пол. 17 в. роль поперечной Ф. (flauto traverso) в инстр. музыке всё более возрастает, и она понемногу вытесняет продольную Ф. Она приобрела популярность и у музыкантов-профессионалов, и у любителей. Умение играть на Ф. было признаком "хорошего тона". В 18 в. Ф. стала подлинно конц. инструментом. В числе первых композиторов, создавших конц. произв. для P., — Г. Пёрселл (пьесы), А. Скарлатти (2 сюиты для Ф. и basso continuo), И. С. Бах (3 сонаты для клавесина obligato и Ф.; 3 сонаты для Ф. и basso continuo; соната для Ф. соло), Г. Ф. Гендель (15 сольных сонат для скрипки или Ф.).

В 60-70-е гг. 20 в. в связи с возрождением интереса к музыке кон. 17 — нач. 19 вв. мн. солисты, ансамблисты и участники камерных оркестров предпочитают исполнять флейтовые партии в соч. Дж. Торелли, Б. Марчелло, Т. Альбинони, А. Вивальди, Г. Ф. Телемана, И. С. Баха, Ф. А. Россетти и др. на деревянных Ф.

Совр. Ф. имеет прямой цилиндрич. канал, состоящий из головки (верхняя часть) с подвижной (для регулирования строя) пробкой и отверстием для вдувания воздуха, среднего и нижнего колен. На обоих коленах расположены боковые игровые отверстия и клапанный механизм (на среднем колене — все основные клапаны, на нижнем — 3-4). Диапазон — h (с1) — с 4 (es4), звукоряд хроматический, нотируется в скрипичном ключе соответственно звучанию. Совр. Ф. (называется часто большой Ф.) обладает высокими техническими и звуковыми возможностями. Применяется в оркестре (в симфоническом — 2-3, иногда 4 партии), в ансамбле и соло.

Разновидности Ф.: малая итал. piccolo (in С, d2 — b4 или с5, нотируется на октаву ниже действит. звучания); альтовая Ф. (in G или, реже, in F; диапазон g — eis3; нотируется соответственно на кварту или квинту выше действит. звучания; введена Н. А. Римским-Корсаковым, использовавшим её в опере-балете "Млада", 1890, и в опере "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", 1904; позднее применялась А. К. Глазуновым, H. H. Черепниным, Д. Д. Шостаковичем, И. Ф. Стравинским, М. Равелем и др.); басовая Ф., или альбизифон (in С; диапазон H — f2, нотируется на октаву выше действит. звучания; изобретена в нач. 20 в., но почти не применяется).

2) Ф. в органе — общее назв. всех лабиальных труб, к-рые изготовляются из одного материала, имеют одинаковую форму и мензуру. Термин "Ф." часто входит в состав спец. наименований орг. труб (голосов) — Querflцte, Schweizerflцte, Stillflцte, Dulzflцte, Pyramidflцte и др. (см. Орган). Б. ч. труб, носящих назв. Ф., имеют 4' и 8' тон. Трубы 2' и 1' обычно носят назв., в к-рое входит слово не Flцte, a Pfeife (Schweizerpfeife и др.).

Литература: Чулаки М., Инструменты симфонического оркестра, Л., 1950, перераб., М., 1972; Rогаль-Левицкий Д., Современный оркестр, т. 1, М., 1954; Tризно Б., Флейта, М., 1964; Левин С., Духовые инструменты в истории музыкальной культуры, Л., 1973; Розенберг A., О русском производстве духовых инструментов в XVIII веке, в кн.: Традиции русской музыкальной культуры XVIII в., М., 1975, с. 164-80 (Труды Гос. музыкально-педагогического института им. Гнесиных, вып. 21); Bцhm Т., Ьber den Flцtenbau und die neuesten Verbesserungen desselben, Mainz, 1847; eго же, Die Flцte und Flцtenspiel, Mьnch., 1871; Schwedler M., Flцte und Flцtenspiel, Lpz., 1890, 1923; Piston W., Orchestration, N. Y., 1955; Вaines A., Woodwind instruments and their history, N. Y., (1963).

А. А. Розенберг, Л. И. Ройзман.

В других словарях



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте