Новая философская энциклопедия

ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА

ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА – направление в немецкой философии и социологии 20 в., которое сложилось в 30–40-х гг. вокруг возглавлявшегося с 1931 Хоркхаймером Института социальных исследований при университете во Фракфурте-на-Майне. В 1934–39, после эмиграции из Германии Хоркхаймера и большинства его сотрудников в связи с приходом к власти нацистов, – в Женеве и Париже (при Высшей нормальной школе), в 1939 – в США при Колумбийском университете, с 1950 – в ФРГ во Франкфурте-на-Майне (после возвращения Хоркхаймера, Адорно и др.). Главные представители – Хоркхаймер [ХОРКХАЙМЕР], Адорно [АДОРНО], Фромм [ФРОММ], Маркузе [МАРКУЗЕ], Хабермас [ХАБЕРМАС]. Основной орган – журнал «Zeitschrift für Sozialforschung».

В развитой в 1930-х гг. философско-социологической «критической теории общества» (Хоркхаймер, Маркузе) франкфуртская школа пыталась сочетать элементы критического подхода К.Маркса к буржуазной культуре с гегельянскими и фрейдистскими идеями. Восходящее к М.Веберу понятие «рационализация» трансформируется в одно из центральных понятий философии культуры франкфуртской школы: анализ внутренних противоречий «просвещения», отождествляемого с рациональным овладением природой вообще, становится ключом к пониманию культуры и общества Нового времени, и в частности массовой культуры и «массового общества» 20 в. («Диалектика просвещения», Dialektik der Aufklärung, 1948, Μ.Хоркхаймера и Т.Адорно). Гегелевская диалектика преобразуется в антисистематическую «отрицательную диалектику»; одно из центральных мест занимает проблематика отчуждения.

Послевоенный период характерен углублением противоречий среди представителей франкфуртской школы, отразившихся, в частности, в спорах между Фроммом и Маркузе (1950–60-е гг.), в отходе многих молодых представителей франкфуртской школы от идей ее основоположников (эволюция Хабермаса и др.), что привело по существу к распаду школы в нач. 70-х гг. Франкфуртская школа оказала значительное влияние на развитие немарксистской социальной и философской мысли в ФРГ и США и на теоретическое оформление идеологии т.н. «новых левых» (хотя Адорно и Хоркхаймер, а также Хабермас отмежевались от леворадикальных тенденций этого движения). См. также ст. Неомарксизм [НЕОМАРКСИЗМ].

Литература:

1. Давыдов Ю.Н. Критика социально-философских воззрений франкфуртской школы. М., 1977;

2. Социальная философия франкфуртской школы. М., 1978;

3. Современная буржуазная философия. М., 1978, гл. 8, § 2;

4. Die «Frankfurter Schule» im Lichte des Marxismus. Fr./M., 1970;

5. Rohrmoser G. Das Elend der kritischen Theorie. Freiburg, 1970;

6. Connerton P. The Tragedy of Enlightenment: An Essay on the Frankfurt School. Camn., 1980;

7. Geyer C.-F. Aporien des Metaphysik- und Geschichtsbegriffs der kritischen Theorie. Darmstadt, 1980;

8. Wiggershaus R. Die Frankfurter Schule. Münch. – W., 1986.

Ю.H.Давыдов



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте