Музыкальная энциклопедия

Фрунзе

(до 1926 — Pишпек) — столица Кирг. ССР (с 1924), крупный индустриальный и культурный центр республики. 533 тыс. жит. (1979). До Oкт. революции 1917 муз. жизни в городе практически не было. После установления Сов. власти начинается формирование и стремительный рост муз. культуры Киргизии. В городе возникает ряд самодеят. муз. кружков, в частности в 1918 — муз.-драм. кружок "Свобода" и хор. кружок. В этот период в самодеятельности участвовали гл. обр. русские и украинцы, составлявшие тогда осн. часть гор. населения, затем татары и узбеки. С нач. 20-х гг. богатые традиции древней культуры киргизов начинают оказывать влияние на муз. жизнь города.

С 1924 осуществляются мероприятия по развитию проф. иск-ва и подготовке нац. кадров в области культуры. В 1925 осн. Педагогич. техникум, при к-ром существовали разл. творч. кружки, способствовавшие выдвижению талантливой молодёжи, в дальнейшем участвовавшей в становлении проф. кирг. иск-ва. В 1926 открылась нац. театр. студия, при ней работали небольшой хор и оркестры рус. и кирг. нар. инструментов. Большую роль в организации педагогич. и творч. деятельности студии сыграли приехавший в Киргизию в 1928 дирижёр и композитор П. Ф. Шубин и окончивший студию композитор А. Малдыбаев, в будущем один из основоположников нац. проф. муз. иск-ва. Значит. событием в культурной жизни республики явился приезд во Ф. в 1928 сов. музыковеда-фольклориста А. В. Затаевича, к-рый записал и опубликовал неск. сот образцов кирг. нар. муз. творчества.

30-е гг. характеризуются интенсивным ростом кирг. муз. культуры и значит. активизацией муз. жизни города. В 1930 театр. студия была преобразована в Кирг. гос. т-р, труппу к-рого в основном составили воспитанники студии и участники художеств. самодеятельности; одновременно во Ф. открылся Муз. техникум. Для работы в т-ре в эти годы из разл. районов республики приглашались известные нар. певцы и музыканты, среди них: М. Куренкеев, Ш. Термечиков, К. Орозов, М. Мусулманкулов, М. Баетов, А. Огонбаев, С. Бекмуратов, Ы. Туманов. Т-р часто выступал с большими тематич. концертами и литературно-муз. композициями. Ставились драм. пьесы рус. и сов. авторов, первые кирг. спектакли с музыкой. В этот период во Ф. работали разл. хореографич. кружки, предпринимались первые попытки создания нац. хореографии.

В 1936 Киргизия стала союзной республикой, что оказало большое влияние на развитие её нац. культуры. При СНК Кирг. ССР создано Управление по делам иск-в. В 1936 Кирг. гос. т-р был реорганизован в Муз.-драм. т-р. В этот период во Ф. приглашались из др. республик опытные специалисты, в т.ч. в области муз. иск-ва; большую роль в развитии кирг. проф. муз. т-ра сыграли комп. В. А. Власов и В. Г. Фере. В 30-е гг. т-р осуществил пост. первых нац. спектаклей — муз. драм "Аджал ордуна" ("Не смерть, а жизнь"; музыка Малдыбаева и Ковалёва), "Алтын кыз" ("Золотая девушка"; музыка Власова и Фере), комедии "Джапалак Джатпасов" (мелодии Малдыбаева в обработке Шубина). В 1939 т-р пост. первую кирг. оперу "Айчурек" ("Лунная красавица") Власова, Малдыбаева и Фере, в 1940 — первый кирг. балет "Анар" Власова и Фере. В 1942 т-р преобразован в Киргизский театр оперы и балета. В 1936 создана кирг. филармония. По инициативе и под рук. Шубина при филармонии организованы Оркестр кирг. нар. инструментов, в концертах к-рого принимали участие солисты и хор т-ра, ансамбль комузистов во главе с А. Огонбаевым, хор (хормейстер А. Воронцов), танц. ансамбль (балетмейстер Н. С. Холфин) и ансамбль темир-комузисток под рук. А. Байбатырова. В 1936 состоялась первая Всекиргизская олимпиада нар. творчества, на ней выступили кирг., рус., тат., узб., дунганские хоры и инстр. коллективы, прозвучали нар. музыка и произв. композиторов-классиков. Олимпиада выявила целый ряд талантливых нар. музыкантов, в их числе — певица С. Киизбаева, мелодист Дж. Шералиев. В 1937 была проведена вторая, а в 1938 — третья Всекиргизские олимпиады нар. творчества, также пополнившие муз. коллективы столицы новыми нар. талантами.

В 1939 в связи с успешным проведением первой Декады кирг. иск-ва в Москве Муз.-драм. т-р был награждён орденом Ленина, филармония — орденом Трудового Красного Знамени. В этом году во Ф. открылось Муз. уч-ще (в 1945 преобразовано в муз.-хореографи-ческое), при к-ром была организована первая в республике детская муз. школа (с 1948 — им. П. Ф. Шубина; отделилась от уч-ща в 1954), создан Союз композиторов Киргизии (в его составе: Куренкеев, Орозов, Туманов, Огонбаев, Баетов, Шубин, Власов, Фере; возглавил CK — Малдыбаев; первый съезд — в 1948). Появились первые музыковедческие работы, вышли первые нотные издания кирг. музыки. К этому же времени относится начало активного изучения кирг. муз. фольклора, в частности В. С. Виноградовым, создавшим капитальные исследования по кирг. музыке.

В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 муз. жизнь города становится ещё более интенсивной в связи с эвакуацией во Ф. большой группы видных сов. музыкантов и муз. коллективов, в числе к-рых — Гос. симф. оркестр СССР (дир. Н. Г. Рахлин) и Гос. рус. хор Союза ССР (рук. А. В. Свешников). Муз. коллективы и многие исполнители вели активную конц. деятельность, включая в свой репертуар и произв. композиторов среднеазиатских республик, в т.ч. киргизских. Заметный след в культурной жизни республики оставило пребывание в эти годы во Ф. композиторов Н. Я. Мясковского и Ю. А. Шапорина, а также М. Р. Раухвергера (приехал во Ф. в 1940), к-рый впоследствии активно участвовал в развитии кирг. проф. муз. культуры; его балет "Чолпон" ("Утренняя звезда", пост. 1944) вошёл в золотой фонд муз. культуры республики. Событием стала 1-я Декада сов. музыки республик Ср. Азии, прошедшая во Ф. в 1942.

В послевоенные годы расширился диапазон муз. жизни города, особенно заметный сдвиг произошёл с кон. 50-х гг. Выросла сеть муз. уч. заведений: в 1958 в Кирг. женском педагогич. ин-те им В. В. Маяковского осн. муз. ф-т, в 1966 открылось Муз.-педагогич. уч-ще, в 1967 — Кирг. ин-т иск-в (с 1973 — им. Б. Бейшеналиевой), в 1969 — респ. средняя спец. муз. школа-интернат. При респ. Комитете телевидения и радиовещания в 1968 создан камерный оркестр (позднее стал симфоническим), к-рый, помимо работы на радио, ведёт конц. деятельность. В 50-70-е гг. выдвигается новое поколение деятелей кирг. муз. иск-ва, среди них композиторы — М. Абдраев, А. Аманбаев, С. Медетов, А. Тулеев, Т. Эрматов, композиторы и дирижёры — Н. Давлесов, К. Молдобасанов, дирижёры — А. Джумахматов, Р. Г. Миронович, певцы — С. Бекмуратова, А. Джумабаев, Б. Минжилкиев, А. Мырзабаев, М. Махмутова, X. Мухтаров, Т. Сейталиев, К. Сарт-баева, С. Токтоналиев, К. Чодронов. Большое развитие получила художеств. самодеятельность: регулярно проводятся респ. олимпиады, смотры и конкурсы нар. талантов. В городе часто гастролируют видные музыканты-исполнители и мн. муз. коллективы из др. сов. республик, а также заруб. артисты.

Во Ф. работают (1980): Кирг. акад. т-р оперы и балета (с 1978 — им. А. Малдыбаева), Кирг. филармония им. Токтогула (в её составе — Оркестр кирг. нар. инструментов им. К. Орозова, ансамбль танца Киргизии, фольклорная бригада, кирг. эстр. ансамбль, вок.-инстр. ансамбль "Арашан" и музыкально-лекторская группа), Кирг. ин-т иск-в им. Б. Бейшеналиевой, Муз.-хореографич. уч-ще им. М. Куренкеева, Муз.-педагогич. уч-ще, муз. ф-т при Кирг. женском педагогич. ин-те им. В. В. Маяковского, средняя спец. муз. школа-интернат, 10 детских муз. школ, хор. студия при Т-ре оперы и балета, Муз. студия при филармонии, Симф. оркестр и Хор радио и телевидения, респ. дома нар. творчества и художеств. самодеятельности профсоюзов, CK Киргизии (на 1979 насчитывает 21 чл.), сектор эстетики и искусствоведения Ин-та истории и права АН Кирг. ССР, респ. изд-ва "Кыргызстан" и "Мектеп" с муз. редакциями. Большую пропагандистскую работу проводит нотный отдел Респ. публичной б-ки им. Н. Г. Чернышевского.

Литература: Усубалиев Т., Фрунзе — столица Советского Киргизстана, М., 1971; История киргизского искусства, под ред. А. Салиева, (Фр., 1971).

В. В. Браиловский.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте