Новая философская энциклопедия

ГАЛЕВИ

ГАЛЕВИ Иегуда (ок. 1080, Толедо – ок. 1140, Палестина?) – еврейский поэт и философ, раввинический богослов, врач. Главное сочинение – написанные по-арабски, вскоре переведенные на иврит диалоги «Хазар: Книга доводов в защиту презираемой религии» – воображаемые беседы хазарского хана Булана II, обратившегося в 740 в иудаизм, с философом, христианином, мусульманином и раввином. Обогащая иудаизм аристотелизмом и неоплатонизмом, Галеви утверждал превосходство Торы и предания над самомыслием. Между повелевающим Богом Авраама и безразличным богом философов пролегла бездна; одиноким искателям «трудно вообразить начало мира» вне традиции Откровения, непрерывной в избранном народе от дней Адама. Творец непознаваем и неантропоморфен, его оперативные (от его действий), релятивные (от его отношения к человеку), негативные (апофатические) определения не достигают сути. Его поступки непредсказуемы, «он волит то, что волит, тогда, когда волит». Вселенная – продукт этой воли и ее агентов, вторичных природных причин. Душа (по Аристотелю и Авиценне) есть «первое совершенство природного инструментального тела, имеющего жизнь в потенции», «субстанция, сущая в самой себе и несущая атрибуты ангельских и божественных сущностей». Откровения всегда исторически конкретно даны избранному народу. Заслоненный позднее Маймонидом, Галеви оставался почитаемым автором. Гердер назвал «Хазар» образцом для своих диалогов «О духе еврейской поэзии».

Сочинения:

1. Kitab al khazari, trad. H.Hirschfeld. L. – Ν.Υ., 1905.

Литература:

1.  Druck D. Yehuda Halevy: His life and works. N.Y, 1941;

2. Bertola Ε. II pensiero ebraicol. Padova, 1972.

В.В.Бибихин



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте