Новая философская энциклопедия

ГЕНОН

ГЕНОН (Guénon) Рене (15 ноября 1886, Блуа, Франция – 7 января 1951, Каир) – французский мыслитель, представитель т.н. философии традиционализма, историософ, толкователь эзотерических доктрин. Окончил католический коллеж в Блуа, получив степень бакалавра философии. Переехав в 1904 в Париж, сблизился с оккультистами (Папюс, Седир и др.), но вскоре порвал с ними. Учения этих «неоспиритуалистических» школ охарактеризовал как «мешанину из плохо переваренных каббалистических, неоплатонических и герметических понятий, с грехом пополам сгруппированных вокруг двух-трех чисто современных западных идей». Критике спиритизма и теософии посвящены первые книги Генона: «Теософия, история одной лжерелигии» (Le Théosophisme, histoire d’une pseudoreligion, 1921) и «Спиритическое заблуждение» (L’Erreure spirite, 1922). В 1912 Генон принял ислам и арабское имя Абд-эль-Вахед Яхья («Служитель Единого»). Его духовным наставником стал видный арабский богослов Абд-эр-Рахман эль-Кебир, памяти которого он посвятил позднее свою «Символику креста» (Le Symbolisme de la Croix, 1931; частичный рус. пер. 1994). В 1927 Генон преподавал философию в г. Сетиф (Алжир), а в 1930 навсегда покинул Францию и переехал в Египет, где женился на дочери одного из представителей местной знати, возводящего свой род к Фатиме, дочери пророка Мухаммада.

Обращение Генона в ислам не было ни экстравагантной выходкой, ни намеренным отступничеством от веры отцов: к смене религии его побудило осознание того, что христианство, сохранив внешнюю форму своих догматов и обрядов, превратилось в экзотерическую и чисто религиозную традицию. Крещение, по мнению Генона, стало виртуальным обрядом, не ведущим к «духовной реализации» – закреплению и развитию воспринятых во время этого таинства духовных влияний. Возможность такого рода «реализации» сохранилась лишь во «внутренних», эзотерических школах восточных традиций, к которым Генон относит ислам. Необходимое условие не только познания, но и подлинного бытия – приобщение посредством инициации к «первозданной» традиции, восходящей, в конечном счете, к «первому из пророков» – праотцу человечества – Адаму. Согласно Генону, «традицию нельзя изобрести или создать искусственно». Он не считал себя ни философом, ни создателем нового учения, а всего лишь глашатаем и толкователем извечных истин, преданных забвению на Западе и сохранившихся лишь на Востоке. Этот комплекс традиционных истин Генон именовал «метафизикой», сущностно неизменным знанием нечеловеческого происхождения, которое превосходит и отменяет любые философские и научные доктрины, являющиеся, по сути дела, ограниченными и близорукими человеческими измышлениями. Равным образом, «метафизика» выше всех религий, которые можно считать ее адаптациями, если не извращениями. «Метафизику», утверждает Генон, нельзя отождествлять и с онтологией, учением о наиболее общих законах бытия, ибо «бытие есть лишь проявление небытия и содержится в нем в потенциальном виде». Взятые вкупе небытие и бытие составляют «вселенскую возможность», которая последовательно проявляется в этих двух своих аспектах, подобных чередованию дня и ночи, вдоха и выдоха. Общий ход проявления состоит в движении от чистой духовности, равнозначной чистому небытию, к окончательному низвержению в материю, в которой находят свое воплощение самые низменные и даже зловещие возможности проявления. Процесс неуклонного «оплотнения» (или «солидификации») Вселенной, превращения «качества в количество» распространяется на все мыслимые объекты бытия, – утверждается в центральной работе Генона «Царство количества и знамения времени» (Le Règne de la Quantité et les Signes des Temps, 1945; рус. пер. 1994). «Земной рай» превращается в каменный, кристаллический, а затем и металлический ад; в области общественных отношений теократия последовательно сменяется монархией, демократией и охлократией; в сфере мысли происходит постепенное помрачение или «оккультация» высших принципов, которые со временем становятся недоступными для большинства людей. В соответствии с общим ходом вселенского проявления, ведущего от Единого к множественности, сама первозданная Традиция распадается на ряд отдельных и на первый взгляд независимых одна от другой форм, теряющих свой «эзотерический» характер и приобретающих характер «религиозный». Этой теме посвящена одна из самых блестящих работ Генона «Царь мира» (Le Roi du Monde, 1927; рус. пер. 1993). Однако традиционный дух не может погибнуть, ибо находится вне изменения и смерти. Но он может полностью покинуть этот мир, и в этом случае свершится настоящий «конец света». «Тогда вся сакральная доктрина сомкнётся как в раковине или ковчеге, из которых она появится во всей своей полноте только на заре нового мира» («La Crise du Monde moderne», 1927– «Кризис современного мира»; рус. пер. 1991).

Сочинения:

1. Autorité spirituelle et pouvoir temporel, 1929;

2. Эзотеризм Данте. – «ФН», 1991, № 8;

3. Духовное владычество и мирская власть. – «Волшебная гора», 1997–98, № 6–7;

4. Восточная метафизика. – Там же, 1995, № 3;

5. Великая триада. – Там же;

6. Заметки об инициации (фрагм.). – Там же, 1996, № 5;

7. Заметки о христианском эзотеризме (фрагм.). – Там же, 1996, № 4;

8. Символы священной науки. М., 1997.

Литература:

1. Штепа В. Инверсия. Петрозаводск, 1998;

2. Стефанов Ю. Рене Генон и философия традиционализма. – «ВФ», 1991, № 4;

3. Дугин А. Пророк золотого века. – В кн.: Генон Р. Кризис современного мира. М., 1991;

4. Стефанов Ю. Не заблудиться по пути в Шамбалу. – «ВФ»,

5. 1993, № 3;

6. Он же. Рене Генон, великий суфий. – «Наука и религия», 1994, № 8;

7. Ключников С. Символика и наследие «каирского отшельника». – В кн.: Генон Р. Символы священной науки. М., 1997;

8. Стефанов Ю.  Рыцарь традиции. – «Литературное обозрение», 1994, № 3;

9. Chacornac P. La vie simple de René Guénon. P., 1948;

10. Scran P. René Guénon. P., 1964.

Ю.H.Стефанов



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте