Новая философская энциклопедия

ГЕРДЕР

ГЕРДЕР (Herder) Иоганн Готфрид (25 августа 1744, Морунген – 18 декабря 1803, Веймар) – немецкий философ, просветитель и религиозный деятель. В 1764 окончил теологический факультет Кенигсбергского университета, где слушал лекции Канта. Испытал влияние Г.Лессингаи особенно И.Гамана [ГАМАН]. Ученый-естествоиспытатель и протестантский пастор, он сочетал просветительский рационализм с признанием разнообразия творческих проявлений личности, многообразия национальных языков и культур. Был другом Гёте и оказал на него огромное влияние; идеи Гердера легли в основу движения «Бури и натиска». С 1776 суперинтендант протестантской церкви в Веймаре. Автор многочисленных работ, посвященных истории и современному состоянию языка, литературы, культуры. Гердер занимался также естественно-научными исследованиями, что позволило ему представить развитие мира как единого целостного организма. В его главном произведении «Идеи к философии истории человечества»(т. 1–4, 1784–91, рус. пер. М., 1977) всемирная история включает наряду с историей общества и предшествующие этапы эволюции неорганического и органического мира.

Природа и история внутренне связаны между собой, им присуще непрестанное совершенствование форм организации, высшей ступенью которой и целью творения является человек. Бог – высшее, деятельное единство, первосила, его присутствие обнаруживается в порядке и закономерности мира. Живая природа сотворена по единому плану, развитие природы и истории подчинено трем законам – сохранения, связи подобного и раздвоения противоположностей.

Происхождение языка Гердер связывал с первичными, неартикулированными звуками и поэзией, а генезис разума – с языком, с восприятиями и актами души. Критикуя Канта, Гердер отрицал саму возможность чистого разума и априорных структур («Метакритика критики чистого разума» – Metakritik zur Kritik der reinen Vernunft, 1799). Гердер выделяет четыре класса категорий, соответствующих уровням постижения мира: 1) категории бытия (бытие, существование, длительность, сила); 2) категории свойств (иное, род, вид); 3) категории силы (действующее само по себе, противодействие, содействие и др.); 4) категории меры (точка, пространство, время, сила). Четырем классам категорий соответствуют четыре области науки – онтология, описательное естествознание, естественные науки, математика.

Полемизируя с эстетической концепцией Канта, Гердер подчеркивал момент заинтересованности в восприятии прекрасного, который он отождествлял с совершенством вещей («Каллигона» – Kalligone, 1800). В целом труды Гердера внесли большой вклад в становление историзма 19 в.

Сочинения:

1. Werke, Bd 1–32. В., 1877–1899;

2. Bd 1–5. B.–Weimar, 1978;

3. в рус. пер.: Избр. соч. М.–Л., 1959.

Литература:

1. Гулыга А.В. Гердер. М, 1975;

2. Adler H. Die Prägnanz des Dunklen. Gnoseologie, Ästhetik, Geschichtsphilosophie bei J.G.Herder. Hamb., 1990;

3. Schmitz M. J.G.Herder: Ahndung künftiger Bestimmung. Stuttg. – Weimar, 1994.

Р.А.Счастливцев



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте