Большая биографическая энциклопедия

Геронтий, митрополит Московский и всея Руси

Геронтий, митрополит Московский и всея Руси

— святитель, митрополит Московский и всея Руси.

† 1489, память в воскресение перед 26 августа в Соборе Московских святых.

В 1447 году упоминается архимандритом Симонова монастыря.

В 1453 году (по БЭЛ — в 1455; по ЖМП — в 1461 году) хиротонисан во епископа Коломенского.

29 июня 1473 года, после смерти митрополита Филиппа, возведен в сан митрополита Московского и всея Руси.

В 1479 году им был освящен Успенский собор Московского Кремля.

Скончался 28 мая 1489 года. Погребен в Успенском соборе Московского Кремля.

Митрополит Геронтий был человек с твердым характером и в делах церковных не раз обнаруживал свою самостоятельность даже по отношению к великому князю.

Твердость и настойчивость проявил он в возникшем споре о том, "посолонь ли или против солнца должно ходить при освящении церкви". Этот спор возник вскоре после освящения (12 августа 1479 года) Успенского собора. Какие-то "прелестники" наговорили великому князю, что митрополит Геронтий ходил вокруг церкви со крестами не по солнцу. Князь прогневался на митрополита. Открылось публичное расследование вопроса. Но в книгах об этом ничего не нашли. Сам митрополит Геронтий приводил во свидетельство то, что диакон при каждении престола начинает с правой стороны и, следовательно, ходит вокруг престола против солнца. Много спорили, но ничего не решили. Важные гражданские дела и особенно нашествие татарского царя Ахмата отвлекли великого князя от этого церковного дела. Но через три года он снова начал распрю с митрополитом за то, что он при освящениии соборной церкви ходил вокруг нее с крестами не по солнцу.

Видя упорство князя, митрополит даже покинул кафедру и уехал в Симонов монастырь, оставив в соборе свой посох и взяв с собою только ризницу. Он не возвратился до тех пор, пока великий князь сам приехал к нему, "бил челом", признал себя во всем виновным и обещал слушаться митрополита. Только после этого владыка Геронтий возвратился на кафедру.

Оставшись победителем в названном споре, митрополит Геронтий не проявил великодушия к тем из духовенства, кто в споре стоял против него, но нашел повод отомстить им, в частности чудовскому архимандриту Геннадию, которого спасло только заступничество великого князя.

Отношения митрополита Геронтия с великим князем всегда были не особенно мирные. Великий князь не любил своего митрополита. Когда преосвященный Геронтий вторично покинул кафедру и уехал в Симонов монастырь по болезни, а затем, поправившись, захотел возвратиться, то великий князь его "не восхоте". И только после долгих и настойчивых просьб митрополита великий князь разрешил ему возвратиться.

Несмотря на неоднократные столкновения с великим князем, митрополит Геронтий усердно служил ему и чем мог помогал в делах гражданских.

Болезнуя о свободе русской земли, митрополит Геронтий понуждал великого князя выступить на борьбу с татарами, сбросить позорное иго. А когда русские полки во главе с великим князем (в 1480 году) стояли против татарских на р. Угре, митрополит отправил великому князю послание, в котором от имени всего духовенства воодушевлял князя не отступать до полной победы.

Время святительства Геронтия было ознаменовано усиленным строительством церквей и различных церковных зданий. Он заново отстроил митрополичий дом. В 1484 году заложил каменную церковь "Пречистыя Ризы Положение", которая была освящена им в 1486 году; достраивал Успенский собор Кремля.

Митрополит Геронтий помнил о своей обязанности учителя духовенства и паствы и написал несколько грамот и посланий.

Труды:

Правая грамота о Кирилловом монастыре // Никольский Н. К. Правая грамота митрополита Геронтия. Отчет о заседании Общества любителей духовного просвещения. — СПб., 1895 (Памятники древней письменности, № 111). Послание митрополиту Геннадию // Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV— нач.ХУ1 в. — М.; Л., 1955, Приложение, №№ 14—15. Послание Ивану III на Угру 1480 года (рукопись, Государственный исторический музей, Синодальное собрание, № 562, л. 199 об.—202). Два послания вятчанам 1486—1489 гг. о подчинении великокняжеской власти // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. — СПб., 1841, т. 1, №№ 97, 98; Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею. — СПб., 1880, т. 6, № 114.

Литература:

Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. — 2-е изд. — М., 1902—1904, т. 2,1-я половина тома, с. 549, 566.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886, т. 6, с. 63—80.

Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. — М., 1896, с. 27, 66. Марков Н. М., священник. Коломенская епархия. — М., 1888, с. 217. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их: в 2 т. — 2-е изд. — Чернигов, 1865, декабрь, с. 506. Димитрий (Самбикин), архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. — Каменец-Подольск, Тверь, 1892—1902, вып. 9, ч.2, май, с. 171—173. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. — 3-е изд. — СПб., 1911, кн. 1, с. 1398,1426—1428,1542,1544—1546,1548,1550. Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. — 2-е изд. — Владимир, 1901— 1902, т. 2, с. 555.

Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. — 2-е изд. — М., 1903, с. 352.

Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. — СПб., 1882, с. 133. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. — М., 1852, с. 97. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1405. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 5, 46,149,1029. Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. — СПб., 1891, № 521.

Московский некрополь: в 3 т. — СПб., 1907— 1908, т. 1. — № 266.

Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. — СПб., 1841—1842, т. 1, № 90, 97, 98. Полное собрание русских летописей: в 24 т. // Изд. Археографическою комиссиею. — СПб., 1841—1921, т. 4, с. 151, 155; т. 6, с. 33, 34, 221, 222, 233, 239.

Журнал Московской Патриархии. — 1945, № 4, с. 70, 71.

Исторический вестник. — 1891, февраль, с. 598. Русский архив. — 1900, кн. 2, № 7, с. 331, 333, 335, 337, 339.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 13. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т.4, с. 335—338; т.12, с. 355. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 641; т. 2, с. 1411. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913, т. 5, с. 83—85.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте