Новая философская энциклопедия

ГЕРШЕНЗОН

ГЕРШЕНЗОН Михаил Осипович (Мейлих Иосифович) [1 (13) июля 1869, Кишинев – 19 февраля 1925, Москва] – русский историк общественной мысли, философ, публицист, переводчик. Окончил хедер и гимназию, провел два года в Германии, занимаясь в Политехникуме и посещая лекции по истории и философии в Берлинском университете, в 1889–94 изучал историю под руководством профессора П.Г.Виноградова на историко-филологическом факультете Московского университета. Студенческие работы Гершензона «Аристотель и эфор» (1894) и ««Афинская политая» Аристотеля и «Жизнеописания» Плутарха» (1895) были опубликованы университетом как представляющие большую научную ценность. Сотрудничал в «Настольном энциклопедическом словаре братьев Гранат», работал в журналах «Русская мысль», «Критическое обозрение», «Научное слово» и «Вестник Европы», издательстве «Путь». В 1912–13 печатал публицистические статьи в газетах «Русская молва» и «Биржевые ведомости». После социалистической революции, которую принял сочувственно, видя в ней возможный путь разрешения кризиса культуры, стал соорганизатором и первым председателем Всероссийского союза писателей, преподавал в Высшем литературно-художественном институте, работал в Академии художественных наук, Наркомпросе, Центрархиве, журнале «Записки мечтателей».

На Гершензона оказали влияние учение Т.Карлейля о героической личности, философия истории Л.Толстого, философии жизни А.Бергсона. Изучаемую область культуры Гершензон выделил в особый предмет – историю умонастроения эпохи, совокупности личных судеб, требующую углубленного изучения внутреннего духовного опыта «героев времени». Результатом историко-литературных исследований явился цикл статей о А.С.Пушкине, издание сочинений П.Я.Чаадаева, И.В.Киреевского, Н.П.Огарева, А.И.Герцена, А.И.Эртеля и др. Гершензон – инициатор и участник сборника «Вехи» (1909); в статье «Творческое самосознание» призвал к возрождению творческого самосознания личности как условию дальнейшего общественного созидания и сохранения духовной цельности русского общества. Основные философские сочинения Гершензона посвящены проблемам религии и культуры: «Тройственный образ совершенства» (1918), «Переписка из двух углов» (1921, совм. с Вяч. Ивановым), «Ключ веры» (1922), «Гольфстрем» (1922), «Судьбы еврейского народа» (1922). Вслед за Руссо и Ницше выступил с критикой современных форм культуры, утративших свободу непосредственного переживания, пораженных рефлексией и зараженных фетишизмом, против довления культуры над верой.

Сочинения:

1. История молодой России. М., 1908;

2. Жизнь В.С. Печерина. М., 1910;

3. Мечта и мысль И.С.Тургенева. М., 1919;

4. «Русские пропилеи», т. 1–4, 6. М., 1915–19;

5. «Новые пропилеи», т. 1. М. – Пг., 1923;

6. Статьи о Пушкине. М., 1926;

7. Письма к брату. М., 1927;

8. Грибоедовская Москва. П.Я.Чаадаев. Очерки прошлого. М., 1989.

Литература:

1. Белый А. Гершензон. – «Россия», 1925, № 5 (14);

2. Шестов Л. О вечной книге (Памяти М.О. Гершензона). – «Современные записки», 1925, № 24;

3. Берман Я.З. М.О.Гершензон: Библиография. Одесса, 1928;

4. Ходасевич В.Ф. Некрополь. Воспоминания. Париж, 1976;

5. Проскурина В.Ю. Творческое самосознание Михаила Гершензона. – «Литературное обозрение», 1990, № 9.

Ю.В.Синеокая



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте