Большая советская энциклопедия

Герстнер

I

Ге́рстнер (Gerstner)

Франтишек Антонин (11.5.1793, Прага, — 12.4.1840, Филадельфия), чешский инженер и предприниматель. Сын Ф. Й. Герстнера. В 1820-х гг. принимал участие в строительстве первой конно-железной дороги в Средней Европе (Ческе-Будеёвице — Линц), идея постройки которой была выдвинута отцом Г. Прибыв в Россию в 1834 по приглашению Горного ведомства, попытался монополизировать строительство железных дорог в России, делая при этом ставку на привлечение иностранного капитала, что вызвало резкий протест передовых слоев русского общества. Г. удалось организовать общество для постройки пригородной дороги Петербург — Павловск протяжением около 27 км, которая была открыта в 1837 (до Царского Села). Попытки Г. добиться привилегии на постройку др. линий кончились неудачей.

II

Ге́рстнер (Gerstner)

Франтишек Йосеф (23.2.1756, Хомутов, — 26.6.1832, Младеёв), чешский учёный в области механики. В 1806 основал чешский политехникум в Праге. В основном труде «Руководство по механике» (1831—34) оригинально решены некоторые практические задачи механики (уравнение натяжения пролётной цепи висячего моста, формула сопротивления повозки на податливом грунте и др.). В 1793 Г. впервые применил в сконструированной им подъёмной машине для одного из рудников в Богемии конический барабан (у которого вращающий момент на оси остаётся постоянным в продолжение всего подъёма). В 1807 выдвинул предложение о постройке конно-железной дороги Ческе-Будеёвице — Линц.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте